Председатель Верховного Суда Украины Василий Онопенко в своем общении с высокопоставленными чиновниками всегда подчеркивает, что на суд и судей нельзя влиять никоим образом. Об этом он сообщил в интервью еженедельнику "Зеркало недели".
При этом Онопенко напомнил, что народный депутат Украины наделен правом обращаться к любому органу или должностному лицу, в том числе к председателю суда. "Но не по любому вопросу, а по вопросам, связанным с депутатской деятельностью. Это право народного депутата не распространяется на вопросы, связанные с осуществлением правосудия по конкретным делам. По этому поводу существует соответствующее решение Конституционного Суда, принятое еще в 1999 году, в котором однозначно указано: депутат не имеет права обращаться с требованиями или предложениями к судам, председателям судов и к судьям относительно конкретных судебных дел", - подчеркнул глава Верховного Суда.
Он также отметил, что, исходя из того, что депутаты игнорируют требования закона и решения Конституционного Суда, пленум Верховного Суда в своем постановлении от 13 июня нынешнего года "О независимости судебной власти" разъяснил судам: депутатские обращения в суды по конкретным делам недопустимы и не подлежат рассмотрению. "Более того, при определенных обстоятельствах их следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность, за что предусмотрена юридическая ответственность", - напомнил Онопенко.
При этом он отметил интересную деталь. "Анализ депутатских обращений в суд по конкретным делам выявил одну любопытную закономерность - этим преимущественно грешат несколько депутатов, в частности те, которые до своего депутатства работали в судебной системе. На конвейер поставлены обращения по хозяйственным делам, делам о корпоративных, земельных спорах. Если это не прекратится и после принятия упомянутого постановления пленума, первое, что мы сделаем, - обнародуем информацию о таких обращениях", - пообещал Онопенко.
Напомним, что в том же интервью глава Верховного Суда с горечью отмечает, что такого откровенного давления на судебную систему, "такого грубого, наглого вмешательства в деятельность судов, как сейчас, не было никогда".
"В последнее время эти явления уже перешли любые границы. Если раньше давление и вмешательство в деятельность судов оказывали отдельные чиновники, то теперь это вышло на нормативный уровень, осуществляется целыми государственными институтами. Эти противоправные действия сегодня носят беспредельный, институционный и нормативный характер. То есть это в некоторой степени получило статус официальной политики со стороны отдельных государственных органов", - охарактеризовал процесс глава Верховного Суда.