ПОЛИТИКА
28.08.2024Басейни, а не дрони: Львівський університет і "Ескулаб" під прицілом неефективного управління
вологість:
тиск:
вітер:
Единственным действительно украинским субъектом в годы Второй мировой войны было Украинское освободительное движение под началом ОУН. Об этом заявил директор Отраслевого архива СБ Украины, кандидат исторических наук Владимир Вятрович
«Единственным действительно украинским субъектом в годы Второй мировой войны было украинское освободительное движение. Деятельность организаций освободительного движения в тот момент имела уже немалый «стаж», у ее участников был значительный опыт подпольной борьбы, тем не менее именно война стала катализатором развития и выхода на качественно новый, высший уровень. В результате боевых действий на украинских землях, жестокой оккупационной политики нацистского и советского режимов движение, насчитывавшее сначала несколько сот интеллектуалов и боевиков, переросло в общенациональное, в котором приняли участие сотни тысяч украинцев. За годы войны оно прошло значительную идеологическую эволюцию, претерпело серьезные организационные изменения, давшие возможность выйти за пределы Западной Украины, где оно зародилось в форме подпольного националистического движения», - считает историк.
В согласии с приводимыми им научными данными, по состоянию на вторую половину 1943 года представители освободительного движения создали единое политическое и военное руководство. «Для этого использовались как дипломатические средства, так и силовые акции. И консолидация была достигнута», - подчеркивает Вятрович.
По его словам, структура украинского освободительного движения была идентичной структуре освободительных движений других народов (польского, ирландского, еврейского и других): политическая организация и военные формирования. «Ядром в течение всего времени была Организация украинских националистов, задачей которой было наработка и пропаганда политической платформы движения. Кроме того, на базе разветвленной сети своих ячеек ОУН создала крепкий повстанческий тыл, который более десяти лет обеспечивал материальными ресурсами и информацией повстанческое войско», - отметил руководитель архива СБ.
Сама Украинская повстанческая армия, как военное крыло движения, хотя и была подпольной армией, но имела целый ряд черт, присущих регулярным частям, — «четкую территориальную и функциональную структуру, воинские звания и награды, старшинские (офицерские) школы, готовившие повстанческих командиров». «Это обусловливалось и практической необходимостью (обеспечение четкой дисциплины и подчинения, слаженного функционирования структуры), и потребностью политической репрезентации УПА как настоящей армии украинского народа», - полагает историк.