В фонде "Эра" открылась выставка "Это не еда", приготовленная из произведений современных московских художников на кулинарную тему, передает
NEWSru.
Создавая этот проект, куратор Ольга Лопухова исходила из реалий московской художественной сцены, находящейся под влиянием концептуализма, в котором кулинарный дискурс был одним из важных, и из реалий русской жизни вообще. Где колбаса (в смысле ее наличие в магазинах) служит универсальной шкалой, по которой меряют глубину кризиса застоя и рост успехов демократии, а главные вопросы по традиции обсуждаются на кухне, пишет "Коммерсант".
На это указывает "Кухонный супрематизм" - фотосерия "Синих носов", где ломтики колбасы и хлеба складываются на тарелках в реплики геометрических построений Казимира Малевича. Тогда как социально-политические изменения в стране можно проследить по двум работам: перестроечному портрету колбасы кисти Сергея Воронцова и знаменитому додефолтному плакату Андрея Логвина с надписью "Жизнь удалась", выложенной черной икрой по красной.
Продовольственная проблема рассмотрена на выставке в широком контексте. Кому-то еда напоминает о смерти, как Александру Гнилицкому, на картине которого ряды банок с соленьями уподобляются колумбарию, кому-то - о лучших проявлениях жизни, как Татьяне Либерман, на фотографиях которой дыни и бананы обнаруживают свою эротическую сущность.
Одним дает повод высказаться на тему геополитики, например, группе АЕС в видео "Желтый готовит, белый ест": на двух экранах - буквальные иллюстрации к названию, снятые в китайском ресторане. Другим - задуматься о природе власти, как Юрию Шабельникову, воплотившему в жизнь метафору "Ленин в тебе и во мне" в акции 1997 года, когда художником-кондитером и зрителями был съеден 80-килограммовый торт в виде Ленина в гробу.
Концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина нашли метафизические смыслы в буханке хлеба, из кирпичиков которого сложена их "Русская идея". Леонид Тишков построил город солнца "Ладомир" из макаронных изделий. На ироническом видео Александры Митлянской различные кухонные процедуры, от зажигания газовой горелки до выдавливания фарша из мясорубки, превращаются в визуальный балет на музыку Чайковского.
Ольга Чернышева на своих полотнах воспроизводит картинки из кулинарной книги, показывающие, как правильно месить и раскатывать тесто, а кажется, что это - краткое пособие по сотворению мира. Мария Чуйкова выступила с инсталляцией на тему межнациональных конфликтов: из сваленных в углу ящиков с овощами доносятся обрывки базарной дискуссии - голоса с разнообразнейшими акцентами обсуждают, кто и куда "понаехал".