Конфликтная ситуация на АО «Укртатнафта» может осложнить вступление Украины во Всемирную торговую организацию, сообщает
Полит.Ру.
Европейский Союз потребовал от Украины еще до вступления в ВТО отказаться от всех экспортных пошлин. Это нарушило планы правительства по вступлению во Всемирную торговую организацию до конца текущего года. Украинские власти считают данное требование ЕС «дискриминационным и надуманным», так как до этого ни к одной стране оно не применялось. Киев предлагает отменить пошлины уже после создания зоны свободной торговли с ЕС, при этом правительство Украины обещает не применять к ЕС экспортные пошлины в рамках двустороннего договора о зоне свободной торговли даже тогда, как они будут применяться к другим государствам.
Демарш европейских стран, в последний момент решивших не пускать Украину в ВТО, оказался неожиданностью не только для украинских властей, но и для политических наблюдателей. Напрашивается предположение, что претензии ЕС не более чем повод, за которым скрываются истинные причины. Среди них называется прежде всего нестабильная политическая и экономическая ситуация в Украине и нарастание напряженности в украинско-российских отношениях, в частности из-за событий вокруг Кременчугского НПЗ.
Напомним, что 19 октября Кременчугский НПЗ, принадлежащий украинско-татарстанскому ЗАО «Укртатнафта», был захвачен бывшим менеджером компании Павлом Овчаренко. За силовым захватом завода, по информации украинских СМИ, стоят министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и гражданин Израиля, украинский олигарх Игорь Коломойский. В знак протеста против посягательства на собственность Татарстана ОАО "Татнефть", поставлявшее на завод более 80% сырья, прекратило отгрузку. Другие российские компании в знак солидарности также отказали Кременчугу в нефти.
Найти адекватные источники сырья для замещения российской нефти новые хозяева завода не смогли. На ноябрь на открытом рынке завод приобрел только 170 тыс. тонн сырой нефти плюс 93 тыс. были закуплены у «Укргазэнерго». В декабре, по сведениям «Татнефти», в Кременчуге планируется переработать 280 тыс. тонн нефтяного сырья, в том числе 160 тыс. т восточно-украинской нефти и 120 тыс. т – танкерной. Объем переработки вакуумного газойля должен составить 20 тыс. т. До захвата НПЗ перерабатывал ежемесячно около 730 тыс. тонн нефти, то есть в два с половиной раза больше. Значительный рост стоимости закупаемой заводом нефти и увеличение удельных затрат на переработку единицы сырья привели к резкому росту отпускных цен завода и сказались на ценниках бензоколонок по всей стране, поскольку Кременчугский завод закрывал 35% топливного рынка Украины. Ситуацию в экономике республики усугубляет рост цен на газ с нового года со $130 до $180 за тысячу кубометров. Таким образом, у европейцев имеются основания посмотреть, как справится Украина со своими энергетическими проблемами, прежде чем открывать для нее экономические границы ЕС.
Не менее важным последствием событий в Кременчуге стала резкая реакция российского руководства. Сергей Иванов, первый заместитель премьер-министра РФ, заявил, что захват завода – «чудовищное бесчинство», которое принесло вред коммерческим интересам России. Именно с его одобрения прекращены поставки российской нефти в Кременчуг. Зампред комитета по безопасности Госдумы РФ Виктор Илюхин обратился к руководству страны с письмом, в котором конфликт вокруг НПЗ в Кременчуге характеризуется, как затрагивающий не только экономические интересы, но и международное реноме России.
На 17 декабря назначено очередное собрание акционеров ЗАО "Укртатнафта", на предыдущее в ноябре татарстанские акционеры не явились.