ТОЛЬКО ЧТО

2017.12.20

Хотел прикоснуться к великому: одесский депутат Саутенков неудачно впал в искусство

Бывший портовый работник освоил художественную критику в стиле сталинской прессы

Picture

Как известно, мракобесы от власти бывают разные.
В 15 веке, например, известный итальянский монах Джироламо Савонарола очень хорошо знал, «что такое хорошо, что такое плохо». И для вразумления непонятливых создал во Флоренции  команду из молодых религиозных фанатиков. Которые во имя «правильной веры» сжигали на кострах книги, картины и прочие атрибуты «еретической светской жизни».
В 20 веке, как мы помним, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев тоже отлично знал  «что такое хорошо, что такое плохо»,  во всех сферах жизни. И однажды посетил выставку современных советских художников в Манеже. Где, увидел, что творчество некоторых из них идет вразрез с его пониманием хорошо-плохо. После чего затопал ногами и заорал свое знаменитое «пидарасы»… И в результате наведением порядка в искусстве занялись эксперты в области живописи из КГБ-КПСС .
В 21 веке хрущевскую эстафету подхватил депутат Одесского областного совета, член фракции «Оппозиционный блок», бизнесмен Виталий Саутёнков. Который тоже решил, что владеет тайной «что такое хорошо, что такое плохо» в области живописи. И с праведной яростью Савонаролы  бросился в атаку на художника Александра Ройтбурда. Выигравшего открытый конкурс на замещение должности директора Одесского художественного музея.
Почему вдруг бизнесмен, занимающийся морскими перевозками, заинтересовался столь далеким от него миром красок и кисточек, однозначно сказать сложно. Может быть, потому, что у него в пункте №5 Е-декларации (Цiнне нерухоме майно (крiм транспортних засобiв) наряду с часами Cartier и Baume et Mercier, а также ювелирными украшениями и одним предметом антиквариата, указано, что во владении господина Саутёнкова имеются - «Вид об'єкта:Твір мистецтва (картина тощо), Опис майна: Картина невідомого автора» – 3 штуки. А также  «Опис майна: Ікона невідомого автора» - 2 штуки. 
Как бы, не Лувр с Эрмитажем, но тоже ничего.
Не говоря о том, что господин Саутёнков знает таких предшественников Александра Ройтбурда, как Айвазовский, Врубель, Шишкин, Куинджи и Левитан.
Т.е. формальные основания для профессиональной дискуссии с Александром Ройтбурдом  у господина Саутёнкова как бы имелись. К тому же, нужно помнить, что господин  Саутёнков не просто бизнесмен, а еще депутат областного совета. И, хотя он является членом постоянной комиссии по вопросам транспорта, связи и морехозяйственного комплекса, у него по закону не может не болеть душа за пограничные с морехозяйственным комплексом проблемы.
Поэтому на своей странице в Фейсбуке депутат Саутёнков и написал: «Скандально известный художник, по совместительству эротично зацикленная персона, Александр Ройтбурд может стать директором Одесского художественного музея.…  …этот клоун Ройтбурд претендует не просто на пост управляющего одним из старейших музеев Южной Пальмиры, но и на роль транслятора больной идеологии, которую сия персона будет вливать в мозги молодому поколению…  … теперь многое будет зависеть от позиции депутатов Одесского областного совета, так как именно мы утверждаем на сессии решение конкурсной комиссии. Со своей стороны сделаю все, что б этот выкидыш искусства не позорил наш любимый город»…
И если к классическому набору передовиц газеты «Правда» конца сороковых годов прошлого века  - «эротично зацикленная персона, клоун, больная идеология, мозги молодого поколения, выкидыш от искусства» добавить еще и «безродный космополит», то получится классическое обоснование для очистительного костра святой инквизиции времен фра Джироламо. Или расстрельной 58-й статьи гуманного сталинского УПК.
При этом не нужно думать, что депутат Саутёнков пытается искоренить скверну в лице художника Ройтбурда из каких-то корыстных интересов. Вовсе нет. Он никоим образом не претендует на музейное директорское кресло.
Просто его, видимо сперва папа с мамой, а потом и Одесский Национальный университет имени Мечникова и Одесский Национальный морской университет вместе с педагогами из Institute of Chartered Shipbrokers  воспитали в иной системе ценностей.
И в этом нет ничего зазорного. Особенно в государстве, возникшем на обломках концлагеря, которым могла управлять любая кухарка.
Так что удивляться особо нечему.
Но для большего понимания профессиональной компетентности в области музейного дела и мира красок и кисточек, нелишне глянуть на резюме как Александра Ройтбурда, так и депутата Саутёнкова.
Итак, художник Александр Ройтбурд:

Руководитель рабочей группы по созданию концепции музея Виктора Пинчука; 
Член совета реконструкции и развития «Мистецького арсенала» (утверждается указом президента);
Член наблюдательного совета Национального художественного музея Украины; 
Член жюри Национальной музейной премии имени Возницкого; 
Член рабочих групп по реформированию Шевченковской премии и по созданию Фонда культуры Украины при Администрации президента Украины;
Работы Александра Ройтбурда хранятся, в том числе, в собраниях:

Галерея современного искусства NT-Art

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

PinchukArtCentre, Киев

МоМА (Музей современного искусства), Нью-Йорк

Художественный музей университета Дюка, Дюрем, США

Модерна галериа, Любляна, Словения.

Теперь бизнесмен Виталий Саутёнков:

Юрисконсульт ООО «Юридическая компания «Чечель, Маллаев и партнеры», г. Одесса; 

Директор одесского филиала ООО «У.О.Д.К.» , г.Киев; 

Заместитель директора по экономике ЗАО «Эмпорий», г. Ялта АР Крым;  

Первый заместитель директора ГП «УстьДунайВодПуть», г.Измаил Одесской области; 

Заместитель начальника порта по экономике ГП «Скадовский морской торговый порт», г.Скадовск;

Заместитель начальника порта ГП «Евпаторийский морской торговый порт», г.Евпатория АР Крым; 

Заместитель начальника порта по экономике ГП «Севастопольский морской торговый порт», г. Севастополь;

Заместитель директора ООО «Сапсан Трансшип»., г. Одесса.

Ни в каталогах Нью-Йоркского МоМА, ни в каталогах Третьяковской галереи, ни в каких иных музейно-галерейных каталогах работы господина Саутёнкова не зафиксированы.

И единственное, где деятельность господина Саутёнкова пересекалась с миром искусства (помимо Е-декларации), так это распространение 23 февраля 2017 года (на четвертом году войны России против Украины) поздравительных открыток по случаю российского праздника «День защитника отечества». Украшенных, что характерно, символами бывшего СССР. (Что как бы является нарушением украинского законодательства, запрещающего пропаганду нацизма-коммунизма). 

Листовки о «Насильственной украинизации», которые также сеял среди электората областной депутат, к миру искусства не относятся. Поскольку были без картинок.
Почему депутат Саутёнков, не обладающий депутатским иммунитетом, не был привлечен к ответственности за нарушение «Закона о декоммунизации», это вопрос к правоохранительным органам.
И было бы желательно, чтобы эти самые органы разобрались с пророссийским пропагандистом до того момента, когда Одесский областной совет приступит к голосованию за утверждение художника Александра Ройтбурда директором  Одесского художественного музея.
Чтобы депутат Саутёнков слегка отвлекся от проблем мира красок и кисточек.
А пока правоохранительные органы будут думать, депутату Саутёнкову стоит подумать над тем, что мир не стоит на месте. И не застыл во временах Айвазовского, Врубеля, Шишкина, Куинджи и Левитана.
Вот, например, намедни была признана национальным достоянием Франции рукопись романа «120 дней Содома маркиза де Сада». Маркиз де Сад, господин Саутёнков, в 1801 году был арестован за написание порнографических сочинений, приговорен к смертной казни, но потом помещен в психиатрическую лечебницу.
Теперь эта «порнография» объявлена национальным достоянием, запрещена к вывозу из Франции, а государство готово приобрести рукопись за 6 миллионов евро.
Так что вам есть прямой смысл внести изменения в свою Е-декларацию, купив несколько работ Александра Ройтбурда… Во-первых, подтянетесь к прекрасному, как личность, а во-вторых не прогадаете, как бизнесмен…
 
Андрей КАПУСТИН
 

 

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ