В ДЕТАЛЯХ

2017.01.30

Носители рейтингов: политики между популярностью медийной и истинной

Любопытные результаты исследований опубликовал «Украинский институт анализа и менеджмента политики»

Picture

Любопытные результаты собственных исследований опубликовал недавно «Украинский институт анализа и менеджмента политики».

Давайте, господа, поиграем… Вот подходит к вам некто и в упор прямо, без обиняков просит: «А назовите сейчас сразу же фамилии трёх политиков! Без раздумий!»  И кто первый на ум «взбредёт»?  Спорим, что читатель, застигнутый из-за угла, врасплох сразу ляпнет что-нибудь типа «Порошенко-Тимошенко-Гройсман»? А может, и «Ляшко-Янукович»… Не к ночи будь помянут… Что, Януковича точно не будет?  Слава Богу… Читатель у нас грамотный, и понимает, что это чудовище и политиком никогда не было.

Но вы всё-таки в затруднении, читатель, не так ли? Потому что в вашей голове прочно сидят «тарифы, пенсии, будь они прокляты, проезд вздорожал, хлеб, бензин»… И ни черта не подешевело.  Именно поэтому возникает «Порошенко, Гройсман». Ну, а с кого ещё спрашивать?

Но есть ещё новостные агентства, интернетмедиа, печатные СМИ, телевидение,  Facebook…  Они насыщены под самую завязку фамилиями политиков, и казалось бы, именно анализ этих информресурсов может нам ответить на вопрос: «Кто самый популярный?» Потому что кого чаще всего упоминают, тот, понятное дело, и…

А не всё так просто. Связь между популярностью медийной и популярностью истинной не всегда видна. «На слуху» - не значит «популярен в народе». Иногда многим политикам лучше бы не сталкиваться со своим электоратом в момент, когда он произносит его имя…

Популярность обязательная

Таковой обладает в нашей державе, конечно же, лицо №1. Тут некуда деваться, поскольку это лицо, как это принято во всём мире, обладает «пропуском» с пометкой «Проход всюду», то есть с него начинаются все выпуски новостей на всех видах медиапродуктов. «Президент сказал», «Президент поехал», «Президент заехал…» Президент встретился, Президент распрощался… Такая работа. Везде – Пётр Порошенко, что бы вы ни делали, он впереди всех. Поэтому и упоминаний в СМИ – 826 тысяч в 2016 году.

Хотя… Ведь у нас не «президентская», а «парламентско-президентская республика», не так ли? И, если парламент впереди в этом названии, то и упоминаний Андрея Парубия в СМИ должно быть если и не больше, то хотя бы наравне с «Порошенко»? Ан нет. Парубий всего лишь на 8-м месте в упомянутом списке. А на 7-м находится Михаил Саакашвили, между прочим. То есть «простой губернатор» упоминался во всех информресурсах чаще, чем САМ (!) глава Верховной Рады. Есть в этом что-то несправедливое, правда? Для Парубия, естественно, нам-то это по боку…

Смысловые метки

Есть в анализе медийной популярности ещё и некие, так называемые «смысловые метки».

Вот - на 2-м месте рейтинга «медиапопулярности» находится Владимир Гройсман, -  269 717 упоминаний. Чаще всего его было «в эфире» в апреле 2016 года, тут всё понятно: рушился с трона Арсений Яценюк, появлялся в строчках политологических прогнозов Владимир Борисович, что-то произносил с трибуны, а потом уже – из кабинета на Грушевского. Все вслушивались внимательно, пытаясь определить если и не судьбу страны, то хотя бы – будет интересно с этим то ли 17-м, то ли 18-м премьером, или нет? Будет он смешон, как Азаров с его «я купил сегодня шапку для бани», «ще раз попередживаю», или он будет тих, как мышь под веником, незаметен и скромен, ничего руками трогать не будет, а оно всё «будет само», как при Еханурове? Что ему придётся пережить – Илловайск, как Яценюку, мировой экономический кризис, который подстерёг Тимошенко?

Но после слов «я вам покажу…» Владимир Гройсман стал немедленно неинтересен стране. И были месяцы спада частоты упоминаний, но они летние, ленивые, пляжные… А потом начался старт отопительного сезона, когда в тему вошли тарифы, субсидии… Ах, да, бюджет… Слова премьера про «честный бюджет, в котором не будет популизма» стали просто притчей во языцех для сотен изданий-телеэфиров. Обсасывали со всех сторон. Пока не грянул в декабре бюджет, и там во всей красе предстала и «честность», и «отсутствие популизма», особенно после заявления о повышении уровня минимальной зарплаты. Страна ещё не ощутила последствий, дай Бог, чтобы они были такими, как их представил Кабмин, но надежды всё меньше, если честно.

Смысловые метки характерны для поведения  практически любого политика, который входит хотя бы в первую двадцатку замеров. По ним можно даже попробовать узнать, о ком из деятелей идёт речь. Например:  «Антикоррупционные форумы, реформы Одесской таможни, центр административных услуг в Одессе, отставка с поста губернатора Одесской области, парламентские выборы в Грузии, заявил о создании собственного партийного проекта.» Кто это? Правильно, Михаил Саакашвили, фигура так и оставшаяся загадочной, поскольку никто так и не понял, почему и за что его так унизил его, как везде подчёркивалось, «близкий друг» Пётр Порошенко. Предоставил возможность, но  спустил, а точнее – не унял чиновных «собак», не помог, не подставил плечо. Трудно сказать, что там будет дальше с дружбой, а политического оппонента Президент обрёл яркого.

А, вот ещё: «Предложил восстановить ядерное оружие, тарифы, митинги, облит соком в Раде, поцеловал корову, е-декларации партийцев».  Это кто? …Всё-то вы знаете, даже неинтересно с  вами. Ляшко Олег, главрадикал, главоппозиционер в прошлом, ближайший кореш Дональда Трампа в будущем. (Видимо). У него свыше 65 тысяч «зачётных» упоминаний, распределены они ровненько по месяцам, вполне удобоваримая активность для депутата, хотя для лидера партии, которая носится со своей «золотой голосовальной акцией», как дурень с писаной торбой, всё-таки маловато…

Политик по имени «транш»

Нет, уважаемые читатели. Речь пойдёт совсем не про нашего косноязычного руководителя НБУ Валерию Гонтареву, хотя, казалось бы, любые деньги, плывущие в страну в виде кредитов и инвестиций, должны быть главной темой её забот и хлопот. Но пока что деньги в страну не плывут, а наоборот, таинственным образом из неё исчезают. Это, видимо, тоже каким-то образом входит в компетенцию Гонтаревой...

Если что и появляется в стране «денежное», то пока что только в виде кредитов и знаменитых «траншей МВФ». Это словосочетание въелось уже в сознание украинского обывателя, уже и где-то на улице или в троллейбусе можно услышать, как по телефону кто-то из молодых рассказывает, как ему мамочка «выделила очередной транш на…» Муж приходит домой и говорит жене: «Получи (или выдай!) транш на…» Модно стало. Хотя слово самое обычное, но в применении к нашим реалиям и обстоятельствам стало почти ругательным. Потому что очень неловко чувствует себя наш гражданин, когда слышит по телевизору или читает, что-де в результате того или иного визита в такую-то страну «подтверждена договорённость о получении…» И называется сумма, которую вслух повторить в общем-то неприлично, если иметь в виду и размеры, и потенциал страны, руководителю которой эти 100 миллионов (50, 20, 5) долларов предлагаются или вручаются…

Но главный специалист по этим вот «траншам» - наш Президент. Может, конечно, потому, что он в совершенстве знает английский язык, и в общем-то даже может внятно объяснить другому руководителю, на фига ему нужны такие ничтожные деньги… Мы, конечно, благодарны за всяческую помощь и японцам, и китайцам, и швейцарцам, только остаётся один очень неприличный, но всё более актуальный вопрос: «А куда это всё девается?»

Но пока у нас со словом «транш» связывают всего несколько политических деятелей: Арсения Яценюка (в бытность премьером он был специалистом в этой отрасли попрошайничества), Натальей Яресько (условия её договора с МВФ от 2015 года ещё долго будет икаться нашей экономике), Александра Данилюка, который, ввиду малого срока пребывания на посту ещё не успел как-то сильно выделиться в контактах с МВФ. Правда, на днях стало известно, что с нами эта организация пока дела иметь не будет. Удивительно: народ возликовал! По соцсетям судя…

Популярность незавидная

Ещё её можно назвать «дешёвой». Такой, когда человек оказывается на виду и на слуху целой страны, а осадочек остаётся какой-то, не очень вдохновляющий электорат на избирательские подвиги, в случае чего. Ну, там выборов внеочередных, или референдумов, не к ночи будь помянутым…

Министр иностранных дел Павел Климкин занимает в списке 14-ю строчку. Что здесь? А вот: «Безвизовый режим, визовый режим с РФ, Минский процесс, полицейская миссия ОБСЕ, санкции против РФ, референдум в Нидерландах, ассоциация с ЕС». Это если вкратце, хотя можно было сюда же добавить потерю ориентации в предвыборной кампании в США, непонятные «напряжёнки» в отношениях с Польшей, неожиданную эксгумацию могилы украинского поэта Александра Олеся в Праге… Мы вот перечислили, все темы были на слуху и обсуждаемы, а результат? Безвизового режима нет, визовый режим с Россией непонятен никому, референдум в Голландии продули начисто, Ассоциация с ЕС под угрозой…

На 25-м месте Павел Розенко…  Это за 2016-й год, начало 2017-го было тоже «заметным». Предложил жителям села отказаться от газа, пенсионная реформа, бюджетный процесс, субсидии, повышение минимальной зарплаты… Уже в 17-м году вошёл в число претендентов на звание «повелителя времени»: пообещал вернуть обратно возросшие цены на проезд в маршрутных такси…

Вслед за ним идёт Игорь Кононенко, народный депутат из команды Президента, соратник и «смотрящий» по парламенту, хотя отказывается от такой почётной должности… Что связано с  ним? Да вот: « Конфликт с Абромавичюсом, перестановки в БПП, оффшоный скандал, закупки угля в ОРДЛО, национализация «Приватбанка», коррупционные скандалы».

Можно долго перечислять имена политиков с незавидной популярностью. Мы ведь обсуждаем не только их положительные поступки или действия, нам вообще – лишь бы язык почесать… Но ведь именно из таких мелочей складывается репутация политического деятеля, его имидж, а этим, например, в Европе, в мире вообще очень дорожат. Помните знаменитую сценку: Допа и Гепа готовятся к записи телепрограммы? «У тебя скучное лицо, тебе никто денег не даст…» Фраза – в самое «яблочко»! Только в ТЕХ странах беспокоятся не о деньгах, которые кто-то должен дать… Там главное – уважение людей, которые придут за тебя голосовать. Хотя… Что мы учим вас, читателей? Вы всё сами знаете. Только забываете, подходя к избирательной урне…

Популярность неопределённости

Есть в рассматриваемом списке  позиции, глядя на которые начинаешь понимать, что «медиапопулярность» не всегда прямо коррелируется с рейтингами, которые  регулярно выставляют на обозрение различные социологические службы и агентства. Что здесь немало и «дремлющих» позиций, их занимают политики, имеющие скрытый потенциал, они пока не «светятся» явными глупостями, не  лезут на трибуны с криками «зрада!» и не целуют коров или восстанавливают ядерную бомбу… Но имеют весьма постоянный, пусть и вялотекущий «приход» упоминаний в СМИ. Пример тому – Юлия Тимошенко. У неё 65423 упоминания, ровно распределённых по месяцам. Два всплеска – в феврале и ноябре. Февраль - это когда она сумела попасть сразу на несколько эфиров со своими подсчётами истинной стоимости газа и тарифов ЖКХ. Ноябрь – когда пресса заговорила о явном противодействии усилиям Тимошенко добыть правду об обоснованности тарифов и цен на газ в суде. Она пошла против «самого» Гройсмана, против правительства и НКРЕ. И стало очевидным, что «из этого роЯ может не выйти ни фига», поскольку не только судьи, но и сами составители этих тарифных глупостей понимают, что они – глупости. Но отступить не могут. Слишком много «на кону». Нет, на кону не авторитет, честь или, там, прости Господи, имидж. На кону – денежный интерес, а этого необходимо, как минимум, стеснятся…

Что из этого получит сама Юлия Тимошенко и партия «Батькивщина»? Те, кто давно в теме, знают, КАК она умеет проводить избирательные кампании, знают о её способности «накатывать» на финише… Так что скромный результат сегодня не говорит ни о чём завтрашнем.

Стоит обратить внимание ещё на один показатель – народных депутатов Вадима Рабиновича (76- место) и Евгения Мураева (130-е). Стоит, потому что сейчас они упорно и усиленно создают свой политический проект, партию, имеющую оригинальное название. И такое нечастое упоминание в СМИ их имён можно объяснить двояко. С одной стороны, это может означать, что, опасаясь политической конкуренции с их стороны, пошли в ход «темники» из Администрации Президента (как это запущено против Тимошенко). И темники сделали своё дело. Да к тому же, кроме телеканала, владельцем которого является Евгений Мураев, и ещё одного, над которым уже занесён топор Нацкомиссии по телевидению, эти политики практически не имеют выхода в «широкий эфир».

Но с другой стороны, а может, они и впрямь малоинтересны публике? Избирателям? Масс-медиа? «Раскрутка» политической силы – это вообще вещь малопредсказуемая, как бы там ни пыжились политтехнологи. И, может, мало потоптаться две недели у стен НБУ с требованиями, которым сочувствуют пару десятков тысяч банковских вкладчиков?

Или лучше всё-таки – поцеловать корову?

Как там говаривал на «акын» Азаров? «Наверное, надо создать такие условия, при которых ни папередники не садились бы, ни сегодняшние деятели не подвергались судебным преследованиям".

Кто-нибудь скажет лучше?

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ