В ДЕТАЛЯХ

2014.09.16

Украина замерзнет без российского газа?

Украина добилась поставок газа из Словакии — новый маршрут с первых дней заработал на полную мощность. Однако договариваться с Газпромом, скорее всего, придётся.

Украина добилась поставок газа из Словакии — новый маршрут с первых дней заработал на полную мощность. Однако договариваться с Газпромом, скорее всего, придётся.

Оператор магистральных газопроводов Укртрансгаз 8 сентября сообщил, что со 2 по 6 сентября из Словакии в Украину поступило 144 млн куб. м газа. А с учётом объёмов, полученных по результатам тестовых поставок в августе, суммарный импорт по этому направлению достиг 280 млн куб. м.

Таким образом, новый реверсный маршрут, открытия которого Украина добивалась более года, практически сразу заработал на полную мощность — до 27 млн куб. м в сутки, или около 10 млрд в год.

После церемонии торжественного открытия газопровода Вояны — Ужгород премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал это событие «огромным шагом вперёд», подразумевая снижение зависимости от поставок энергоносителей из России.

Глава правительства подчеркнул, что использование реверсных поставок из Словакии, Венгрии и Польши позволяет Украине обеспечить до 40% своей потребности в импортном газе. Однако реалии подсказывают, что ожидать немедленного эффекта не стоит.

Традиционно сентябрь — последний месяц закачки газа в подземные хранилища. Вслед за этим они переводятся в нейтральный режим (обычно до двух недель), и начинается отопительный сезон, когда газ в хранилища не закачивается, а извлекается из них для нужд экономики.

Учитывая сложную ситуацию в энергетике в целом, теоретически возможно более позднее начало сезона. Во всяком случае источники в отрасли утверждают, что такая возможность обсуждалась ещё летом. Однако эти обсуждения происходили до того, как стало известно о дате внеочередных парламентских выборов — 26 октября.

Замёрзший избиратель — лучший подарок власти политическим силам, представляющим оппозицию или изображающим таковую. Следовательно, если за оставшееся время не произойдёт ничего экстраординарного, рисковать, затягивая с включением отопления, никто не станет.

Более того, вопрос экономии газа перед выборами уже отходит на второй план. 4 сентября замглавы Киевской горгосадминистрации Петр Пантелеев пообещал, что в течение недели горячей водой будут обеспечены около 80% киевских жилых домов. В конце августа холодным душем закалялись около половины жителей столицы.

Таким образом, на пополнение запасов в хранилищах у НАК Нафтогаз Украины, скорее всего, остаётся лишь сентябрь. К 6 сентября запасы Укртрансгаза составляли 16 млрд куб. м. Даже урезав потребление до минимума, нарастить их к концу месяца удастся не более чем на 0,6-0,8 млрд куб. м.

Это ещё меньше, чем 17,6 млрд куб. м к началу отопительного сезона 2013-2014 годов, заставивших Газпром говорить об историческом минимуме запасов, создающем риски для обеспечения транзита. При этом в отличие от предыдущих лет далеко не весь накопленный газ принадлежит Нафтогазу.

Компания не уточняет, какой объём газа в хранилищах принадлежит непосредственно ей. Но ещё в конце июня пресс-служба Group DF заявила, что свыше 4 млрд куб. м в ПХГ принадлежит группе миллиардера Дмитрия Фирташа. Также в июне Высший хозяйственный суд разрешил Укрнафте, подконтрольной группе Приват Игоря Коломойского, продать промышленным потребителям 2 млрд куб. м газа из находящегося в хранилищах объёма.

Таким образом, Нафтогазу сейчас может принадлежать порядка 10 млрд куб. м. А учитывая, что до 5 млрд куб. м в хранилищах составляет так называемый буферный газ, который нельзя поднять, доступный компании запас выглядит ещё скромнее.

Между тем газа зимой нужно много. Как заявил экс-гендиректор Укргазвидобування Илья Рыбчич, перезимовать без российского газа можно было бы, имея 16 млрд куб. м запасов на начало января.

Минимально необходимый Украине объём газа зимой, по оценке Рыбчича, составляет 240 млн. куб. м в сутки — больше сократить потребление не получится. Собственная добыча обеспечивает 55 млн куб. м. Реверсные поставки газа по всем возможным направлениям — 40 млн куб. м, остальное, около 150 млн куб. м в сутки, придётся добирать за счёт запасов в хранилищах.

А когда грянут морозы, суточное потребление увеличится до 300 млн куб. м, а то и больше, что истощит запасы ещё быстрее.

В случае с реверсными поставками надёжность этих маршрутов и наличие ресурса — большой вопрос, учитывая, что Россия как поставщик сохраняет определённое влияние на ситуацию. Кроме того, свободный рынок, наличие доступных объёмов и цены на нём зависят от многих факторов, включая и ход российско-украинского противостояния.

Нафтогаз уже столкнулся с этим в начале июля, когда суточный объём поставок из Венгрии упал до 3 млн куб. м в сутки при пропускной способности до 15 млн в результате того, что Венгрия решила увеличить запасы газа в собственных хранилищах.

Даже открытие нового маршрута из Словакии не гарантирует наличия ресурса. Как отметил в своем блоге глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин, открытие газопровода Вояны — Ужгород не вызвало немедленного роста поставок в традиционном направлении, то есть Словакия не начала покупать больше.

«Я ожидал, что словацкий реверс сразу вызовет рост поставок через терминал Вельке-Капушаны, — другими словами, европейцы будут импортировать дополнительные объёмы для реэкспорта в Украину. В реальной жизни поток газа через Вельке-Капушаны не вырос. Реверс обеспечивается за счёт сокращения поставок российского газа в Европу», — отмечает эксперт.

По данным Корчемкина, 3 сентября через Вельке-Капушаны в Словакию поступило 63 млн кубометров российского газа, из которых 22 млн вернулись в Украину по газопроводу Вояны — Ужгород. То есть чистый объём поступления газа в Словакию составил 41 млн куб. м.

Поставки из ЕС доступны Украине, когда в Европе есть излишки. Найдутся ли излишки топлива осенью и зимой, когда спрос и цена на газ растут, — вопрос

Следовательно, поставки из ЕС доступны Украине, когда в Европе есть излишки. Найдутся ли излишки топлива осенью и зимой, когда спрос и цена на газ растут, — вопрос. При этом Россия не скрывает, что такая ситуация её не устраивает, и демонстрирует готовность применить доступные ей рычаги влияния на европейских партнёров.

«Если кто-то думает, что можно решить проблемы энергетического снабжения Украины путём реверсных поставок, то он глубоко заблуждается. Если мы увидим, что кто-то нарушает наши контракты по поставкам газа, мы будем сокращать объём, и физических объёмов на европейском рынке будет просто недостаточно», — заявил ещё в июне президент РФ Владимир Путин.

Вместе с тем в ЕС, похоже, изрядно устали от затянувшегося конфликта, а приближение холодов заставляет европейцев нервничать при каждом упоминании о возможных проблемах с транзитом. 8 сентября еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер выразил надежду, что Россия и Украина к октябрю выйдут на промежуточное решение о цене газа, которое позволит возобновить поставки в Украину.

Судя по изменившейся риторике руководства Украины, устали от конфликта не только европейцы. Ещё в июле председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев заявлял, что Украина способна пройти отопительный сезон без закупок у Газпрома при должных мерах экономии.

Действительно, потребление газа существенно снизилось. Как сообщили в Министерстве энергетики и угольной промышленности, в июле все категории потребителей израсходовали 1,37 млрд куб. м голубого топлива, что более чем на 30% ниже июльских показателей прошлого года.

Но такое снижение объясняется не столько объявленной правительством политикой экономии и мерами по энергосбережению, сколько факторами, которые Кабмин вряд ли отнесёт к числу своих заслуг или запланированных мероприятий. Потребление газа упало в первую очередь из-за спада в экономике и военных действий на Донбассе, вынудивших многие промышленные предприятия региона приостановить работу.

На прошлой неделе Яценюк был вынужден констатировать, что полный отказ от российского газа возможен лишь через несколько лет.

«До победы ещё далеко. Победа — это когда мы не будем вообще покупать российский газ. Это не год, не два, но в пятилетней перспективе мы можем сказать, что Украина диверсифицирует поставки газа и перестанет зависеть от Российской Федерации», — заявил глава правительства.

При этом Яценюк признал, что дефицит газа с учётом всех имеющихся источников поставок и накопленных в ПХГ запасов составляет не менее 5 млрд куб. м.

Ключевым препятствием для возобновления поставок газа из России остаётся вопрос временной цены на период, пока длится арбитражный процесс. Украинская сторона предлагает Газпрому два варианта: привязка к спотовым ценам в Европе либо два фиксированных тарифа — $ 300 и $ 380 за 1 тыс. куб. м в зависимости от сезона.

Российская сторона не устаёт озвучивать своё предложение — $385 за 1 тыс. куб. м, демонстрируя непоколебимость позиции. Украина называет эту цену неприемлемой, однако данные Госслужбы статистики свидетельствуют, что Нафтогаз покупает в ЕС топливо по цене, лишь незначительно ниже той, на которой настаивает Россия.

Время сейчас играет скорее за Газпром. Снижение продаж — серьёзный аргумент, но возможные проблемы с газом в ходе отопительного сезона в Украине — фактор ещё более весомый. Сезонный всплеск потребления всё ближе. А реалии, с которыми может столкнуться страна в случае, если поставки из России не возобновятся, Яценюк исчерпывающе охарактеризовал фразой: «Тепло не будет, сразу предупреждаю, но не замёрзнем».

Киев обеспечивает себя электроэнергией и теплом за счёт этого вида топлива. Экономия такого масштаба в режиме целой страны в принципе возможна. Однако успешное прохождение отопительного сезона будет зависеть от слишком многих факторов, на которые ни Кабмин, ни Нафтогаз повлиять не могут.

Скачок европейских цен, например, вероятен в случае перебоев с транзитом газа через территорию Украины. Да и излишки, которые мог бы купить в Европе Нафтогаз, могут оказаться востребованными. До сих пор боевые действия на востоке страны и разногласия между Нафтогазом и Газпромом на транзите не сказывались. Но ручаться, что так будет и дальше, нельзя.

Опасений европейцам добавляют и месседжи о возможных проблемах, на этот раз звучащие не только из Москвы, но и из Киева. Заявление Яценюка о том, что санкции против РФ могут коснуться транзита энергоносителей, сделанное месяц назад, заставило европейских партнёров напоминать о необходимости придерживаться взятых на себя обязательств.

Даже две-три недели морозной погоды способны не только заставить Украину израсходовать значительный объём газа из хранилищ, но и подтолкнуть европейские цены спотового рынка до уровня $400 за 1 тыс. куб. м, по сравнению с которым нынешнее российское предложение может показаться не таким уж неприемлемым.





По материалам Корреспондент
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ