В ДЕТАЛЯХ

2014.03.25

Фармацевтическая мафия: Король умер. Да здравствует король!

После победы революции можно было бы надеяться на то, что старые коррупционные схемы перестанут работать. Но пока что из здания в Мариинском парке поступают тревожные известия — «знакомые все лица» не собираются ни на допрос в ГПУ, ни на пенсию, и уже договариваются о том, как снова будут делить тендерный пирог на привычные кусочки...

Этот текст написан не для того, чтобы вызвать у читателя уныние от мыслей, что «все они одинаковые» и «новые ничем не отличаются от старых», а для того, чтобы фигурирующие в нем люди не избежали как максимум — ответственности, как минимум — люстрации...

Новый министр здравоохранения Олег Мусий унаследовал от Раисы Богатыревой не только кабинет на пять комнат в стиле «в гостях у Пшонки». Ему достались также два заместителя и толпа чиновников рангом поменьше, у которых налажены тесные контакты с поставщиками лекарств и медтехники, на протяжении многих лет выигрывавшими минздравовские тендеры.

Эти люди, назовем их культурно — тендерными бизнесменами, пережили не одного министра. Они работали еще с Пидаевым, «решали» с Поляченко, «договаривались» с Князевичем, прекрасно чувствовали себя при Богатыревой. Иногда даже лоббировали назначение своих министров — по крайней мере, в отрасли ходят слухи, что Илья Емец в 2010 году занял должность руководителя Минздрава «по квоте» Бориса Литовского — крупнейшей рыбине из тех, что плавает в мутных водах украинских тендерных закупок.

Конечно, после победы революции можно было бы надеяться на то, что тендерная деятельность Минздрава на протяжении последнего десятилетия будет тщательным образом расследована, и старые коррупционные схемы перестанут работать. Но пока что из здания в Мариинском парке, где расположено наше злополучное министерство, поступают тревожные известия — «знакомые все лица» не собираются ни на допрос в ГПУ, ни на пенсию, и уже договариваются о том, как снова будут делить тендерный пирог на привычные кусочки.

Рубрика «Не дай Бог»

В частности, появилась информация, что продолжает активно заниматься решением вопросов в Минздраве уже уволенный советник министра Дмитрий Подтуркин. Он имеет огромное влияние на пока еще действующего замминистра, ставленника Семьи Романа Богачева, а также держит тесный контакт со многими другими чиновниками в министерстве. Кроме того, Подтуркина видели на заседании парламентского комитета по вопросам здравоохранения. Очевидцы очень удивлялись тому, что бывший «решала» из Минздрава присутствует на заседании и пользуется большим уважением у главы одного из подкомитетов, нардепа «Свободы» Святослава Ханенко, который спрашивал мнение Подтуркина буквально по каждому вопросу.
Подтуркин контролировал все госзакупки Минздрава с конца 2011 года (об их прозрачности — ниже), и подыгрывал в них уже упомянутому Борису Литовскому. Расскажу об этой легендарной личности в двух словах — для тех, кто не в курсе.

Известнейшие компании Литовского — «Нортон Украина», «Мили Хелскере», а в последнее время он работает через кипрскую «М-Инвест Лимитед». Литовский прославился еще в 90-х, когда его фирма «Випекс-фарм» взяла у нескольких западных фармацевтических компаний торговые кредиты лекарственными препаратами на сумму около 5 млн. долларов. Эти кредиты Литовский не вернул. А вскоре бежал за границу из-за конфликта с ОПГ Киселя. По разным данным — в Канаду или в Израиль, получил то ли американское, то ли израильское гражданство. Но, к сожалению, вскоре вернулся, а в 2005 году приступил к осуществлению новых творческих планов, найдя союзника в лице нового министра здравоохранения Юрия Поляченко.

Именно Литовскому приписывается внедрение в Украине схемы «грязных дженериков»: Фармцентр регистрирует дешевые якобы аналоги европейских препаратов, производящиеся в Индии. В этом ему подыгрывают прикупленные сотрудники Минздрава и Академии медицинских наук. Но никакие препараты ни в какой Индии не производятся, а прямо в Украине расфасовывается неочищенная субстанция, которая в итоге и выдается за «лекарство». Такой «дженерик» легко выигрывает тендеры — ведь он стоит в несколько раз дешевле оригинального препарата.

Самое чудовищное, что схема применялась для закупки препаратов по госпрограммам «Туберкулез», «Онкология» и «Детская онкология»...

Теперь вы понимаете, почему у журналистов, которые занимаются темой здравоохранения, от слова «Литовский» начинается буквально нервный тик.

А слово звучит все чаще. Влияние Литовского на нынешний Минздрав не ограничивается одним лишь Подтуркиным. На должность неофициального советника министра по линии СБУ вернулся Дмитрий Демьяненко. Эту информацию вы не найдете на сайте Минздрава, но она получена из очень достоверного источника.

Демьяненко — еще один человек Литовского, который с 2005 года занимался борьбой с коррупцией в Минздраве. В 2009 был назначен на должность советника и вошел в целый ряд рабочих групп по госзакупкам лекарств, медтехники и даже машин скорой помощи. Как раз застал «свиной грипп» и злополучный «австрийский кредит» Тимошенко. Прижился и при новой власти — был переназначен на свою должность в 2010 году. За время утомительной борьбы с коррупцией этот офицер успел поменять джип «Лексус» на белую «Тойота Прадо», которую сейчас частенько можно увидеть в Мариинском парке рядом с Минздравом.
Кроме того, Литовский лоббирует назначение своих людей в Государственную лекарственную службу. Насколько известно изданию от игроков фармрынка, был уже практически решен вопрос с назначением в службу Геннадия Падалко и Владимира Карасика. Последнего Литовский в 2006 году уже назначал на очень полезную должность начальника отдела госрегистрации лекарственных средств и биопрепаратов при Министерстве здравоохранения — как раз при министре Юрии Поляченко, когда внедрялись псевдодженерики. (Кроме того, как писал obkom.net.ua, до этого Карасик работал непосредственно в «Нортоне» — фирме Литовского). Геннадий Падалко руководил Госинспекцией по контролю за качеством препаратов. Словом, Падалко и Карасик такие товарищи, которых должно накрыть люстрой в первую очередь.
Также появилась информация, что кресло главы Гослекслужбы займет Дмитрий Подтуркин, который уже упоминался выше и к которому сегодня сводятся все минздравовские темы.

Среди прочего, бывший советник Богатыревой Дмитрий Подтуркин пытается заключить с Минздравом договор на оказание телекоммуникационных услуг

Но пока с Гослекслужбой у Литовского не складывается — ее последний руководитель Алексей Соловьев отказывается сдаваться, забрал свое заявление об увольнении и едва ли не забаррикадировал вход в кабинет. Говорят, договорился с одним влиятельным представителем новой (если так можно назвать этих людей) власти. К слову, этот номер провернул не один Соловьев — тот же Богачев сначала написал заявление, а потом забрал его, и нынче уверяет участников фармрынка, что останется «в деле». Начальник киевского горздрава Виталий Мохорев после победы революции тоже притворился мертвым, а сейчас снова сидит в своем кресле, совсем как живой.

Фармрынок, тем временем, застыл в ужасе, ожидая дальнейшего развития событий.


«Мы делили апельсин, много наших полегло»

Кроме Бориса Литовского, в отрасли есть и другие легендарные личности, имена которых хотелось бы забыть, как страшный сон, а не видеть из среди собственников компаний, получающих государственные заказы.

Так, возвращает себе былое влияние бизнесмен Николай Кузьма. С 2000 по 2009 годы его фирмы («Укрспецмед», «Укрмед», «Киевспецресурс», «Укрспецмед» и другие) выигрывали до 90% всех торгов на поставку медтехники. Из самых известных скандалов, в которых было замешано его имя, можно вспомнить закупку гамма-терапевтических аппаратов в 2004-2005 годах. В цивилизованных странах от их использования к тому времени уже давно отказались из-за их низкой точности (аппараты используются для облучения опухолей). Кроме того, более половины купленных аппаратов в принципе не работали из-за того, что к ним не были поставлены необходимые источники питания — Кобальт 60.

Как стало известноизданию, сейчас Николай Кузьма через все того же Дмитрия Подтуркина пытается взвалить на себя бремя поставок медтехники в недостроенный «Охматдет».

В 2011 году Кузьму потеснили предприятия группы Татьяны Бахтеевой (депутат от ПР, глава профильного комитета Верховной Рады) и братьев Фисталей — Владимира и Германа. Их группа выиграла практически 90% тендеров на поставку медоборудования по областям (централизовано через Минздрав в последние годы закупка не проводилась, вместо этого выделялись субвенции для регионов). Такой успех группе обеспечивал ее покровитель — любимый генпрокурор всех украинцев Виктор Пшонка.

Обычно в торгах группу представляют фирмы «КРАС» и «Горал». Их компании выиграли среди прочего тендер на 140 млн. грн на поставку машин скорой помощи в 2011 году. Машины были, во-первых, закуплены по завышенной стоимости. Во-вторых, поставки сильно задержались, из-за чего возник крупнейший скандал, и суд постановил, что «КРАС» должен выплатить денежную компенсацию Минздраву в размере 27 млн 350 тыс грн.

Думаете, выплатил? Нет, фирма объявила себя банкротом. После чего группе Бахтеевой-Фисталей доверили самое дорогое — поставку оборудования в перинатальные центры. Вот что писало об этом «Зеркало недели»: Виктор Янукович выбрал центры опеки над новорожденными своей фишкой к выборам 2015 года, запланировав израсходовать около 700 млн. грн. за четыре года на развитие региональных центров.
В основном осваивали эти средства в прошлом году «Мед-инвест» Фисталей и «Медична торгивельна компания» Светланы Курченко, которая недавно заменила упомянутого выше Владимира Фисталя в составе основателей компании «Український центр медичної сертифікації та прогнозування». Сближение с династией Фисталей, скажем так, совпало с мегауспехами МТК — эта фирма в 2011 году выиграла тендеров на 158 млн. грн., что на 107 миллионов больше, чем годом раньше».

Да и в теме «скорых» Фисталям с Бахтеевой удалось удержаться. В 2013 году на машины скорой помощи выделили уже миллиард гривен. Группа Бахтеевой-Фисталей и фирма «Ксенко» (которую прикрывал бывший вице-премьер Сергей Арбузов) поделили между собой 300 млн.

А вот 700 млн были освоена нашим старым знакомцем Николаем Кузьмой совместно с фирмой Олега Высоцкого «Практика», которая официально и выиграла тендер. Высоцкий вместо готовых «скорых» закупал пустые автомобили, а Кузьма должен был поставить в них необходимое оборудование.

«Скорых» этих, между прочим, до сих пор нет. Дело уже расследует МВД, но, по информации издания, ни Бахтеева, ни Фистали, ни Кузьма в нем не фигурируют. А вот Олегу Высоцкому, похоже, могут прижать хвост.
Идем дальше по списку любимцев тендерной фортуны.

Сотни и сотни миллионов гривен освоила группа Петра Багрия и Михаила Кучирко, в которую входит, среди прочих, печально известная «Ганза», покупавшая в 2009 году «Тамифлю» по 251 грн. за упаковку при ее рыночной стоимости 67 грн. Традиционно группа Багрия контролирует закупки по программе «Туберкулез», часть «Онкологии» и других программ помельче. В 2011 году «Ганза» и Багрий фигурировали в уголовном деле по факту злоупотребления чиновниками Минздрава служебным положением. Речь шла о закупке в 2008 году пиролизных инсенераторов. Дело № 49-3345 возбудило Главное следственное управление ГПУ, но в 2012 году оно заглохло. В последнее время дела у Багрия шли не слишком хорошо (хотя в «Веснике госзакупок» злополучная «Ганза» фигурировала исправно). Сейчас он, по информации издания, предпринимает активные попытки договориться с новой властью.

В союзе с Багрием работал Андрей Лирник, («Фармацевтические препараты регионов», ООО «Старвайс Фарм»). Его компании традиционно загребают миллионные тендеры на поставку противотуберкулезных препаратов, качество которых является темой для отдельного разговора. Лирнык в своем бизнесе опирается на талантливого «решалу», экс-агента СБУ, который занимался темой здравоохранения с 1999 по 2003 году — Максима Берегового.

Также пытается вернуться в этот грязный бизнес Виктор Радченко — сын бывшего руководителя СБУ, генерала Владимира Радченко. Его компании «ТРИ-Центральный аптечный склад», «Фарма-Лайф» и другие в свое время держали рынок иммунобиологических препаратов. В 2007-2008 году они получали более 75% средств, выделенных государством на закупку вакцин. Насколько известно LB.ua, Радченко пока не очень успешно продавливает назначение на пост замминистра здравоохранения своего человека — Виктора Сирмана, который уже занимал эту должность в 2010 году, и который курировал распределение денег на строительство и оборудование уже упоминавшихся перинатальных центров через своего соратника и земляка, Главу Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислава Каськива.

Сыновья Виктора Януковича, Николая Азарова и Раисы Богатыревой, надеюсь, в связи со сменой политической обстановки терзать наш Минздрав перестанут. О других игроках украинского фармбизнеса — в следующих публикациях.

Дурдом «Веселка»

А что же новый министр? — спросите меня вы. Пока ничего, как и новый первый замминистра Руслан Салютин, ранее занимавший должность директора Центра трансплантации.

Люди в министерстве говорят, что Мусий пришел без своей команды и не занимается кадровыми назначенями вообще. Кадры в систему Минздрава, как свидетельствуют различные источники, назначает нардеп от БЮТа Николай Мартыненко. Мартыненко, отмечу, уже имеет определенный опыт работы «кадровиком» — не даром коллеги по оппозиции называют его «генералом тушек».

В первом же своем заявлении в кресле министра Мусий пообещал искоренить коррупцию в Минздраве. Что ж, с удовольствием на это посмотрим — битва будет еще та. Коррупция, по сути, является единственной рабочей функцией министерства, а все министры и другие высокопосталеннные чиновники становились либо марионетками фарммафии, либо полноправными «решалами», но никогда не выбирались за рамки действующих коррупционных схем. Стольких уже проглотила эта черная бездна, что кажутся правдивыми слухи о том, будто новый министр, взглянув в нее и заметив, как она всматривается в него, уже продумывает пути к отступлению на более безопасные политические позиции.

К тому же, Минздрав втягивают и в другие опасные игры, не связанные с госзакупками. Как стало известно изданию, руководство Кабмина давит на министра здравоохранения, требуя организовать проведение заочной психиатрической экспертизы Виктора Януковича.

На сегодняшний день нашим молодым демократическим правителям не дает скатиться до методов Леонида Брежнева, так страстно любившего психиатрию в неестественных позах, только сопротивление украинских врачей и Закон «О психиатрической помощи», который категорически исключает возможность проведения заочной экспертизы.

Зачем правительству «сумасшедший» Янукович? Возможно, для легитимизации его отстранения от власти как недееспособного. Но недееспособные люди, напомним, не несут уголовной ответственности за совершенные преступления. Так что в момент, когда Виктору Федоровичу поставят какую-нибудь «вялотекущую шизофрению», он станет неуязвимым для правосудия.



Виктория Герасимчук, LB.ua
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ