Семья против олигархов. Наступил момент истины
Социально-экономической базой режима Януковича является олигархический капитал. Янукович и Партия регионов, несмотря выдвигаемые иногда ими в конъюнктурных целях социальные лозунги, были и остаются выразителями интересов крупного монополистического капитала. Но это не значит, что между олигархическими группировками нет противоречий. Более того, в настоящий момент наблюдается резкое обострение этих противоречий между самой приближенной к власти Семьей и остальными олигархами, которые хоть за время правления Януковича изрядно разбогатели, но считают себя обделенными, поскольку многие жирные «куски» отошли «молодой семейной поросли».
Недовольство это выразилось, в том числе, в тайной и явной поддержке олигархами евромайдана. Накануне «Кровавого Крещения» 19 января 2014 года, когда казалось, что массовые протесты уже выдохлись и более не представляют серьезной опасности, режим решил нанести удар по олигархической «фронде». События, связанные с евромайданом, наглядно продемонстрировали, что накануне президентских выборов 2015 года олигархическая опора режима стала ненадежной. В частности, это нашло выражение в том, что телевизионные каналы «главных олигархов», среди которых следует выделить Ахметова, Фирташа, Коломойского и «примкнувших к ним» Пинчука и Порошенко, освещали события на майдане с пиететом, всячески воспевая евроинтеграционные устремления масс. В СМИ неоднократно мелькала информация о том, что негласно олигархи поддерживают евромайдан также и материально.
Называют несколько причин такого поведения. Все олигархи имеют на Западе активы, счета, недвижимость. Рынки сбыта многих предприятий, которые связывают с тем или иным олигархом, также находятся в США и ЕС. Поддержка режима Януковича чревата на Западе экономическими санкциями, а потому олигархи демонстрировали свою приверженность «европейским ценностям». Кроме того, олигархи весьма обеспокоены перспективами возникновения и укрепления в стране диктатуры, которая угрожает их экономической власти и политическому влиянию. В этом смысле еще более опасным для олигархов является вовлечение Украины в сферу влияния Кремля и экспансия в страну российского бизнеса. Наконец, повторим, олигархов все более тревожит усиление экономических позиций политико-олигархического клана, связанного непосредственно с семьей Януковича, получившего название «Семьи».
Все это побудило олигархов поддержать Евромайдан – явно, в принадлежащих им СМИ, а также неявно, в политическом и финансовом плане. Выждав момент, когда майданные страсти пошли на убыль, и в обществе стала развиваться усталость от Майдана, режим принялся наносить удары по олигархической фронде. Естественно, эти действия мотивируются не политико-бизнесовыми интересами Семьи, а радением о государственном и общественном благе.
Иллюстрирует отношение «Семьи» к «дружественным» олигархам знаменитый «список Клименко». Министерство доходов и сборов, которым руководит Александр Клименко, являющийся, как известно, одним ведущих представителей Семьи во власти, издало приказ №780. В документе говорится, что в ноябре 2013 года Миндох собрал в общий фонд госбюджета чуть более 26,38 млрд грн, что более чем на 4 млрд грн, или на 13,4%, меньше соответствующего показателя в ноябре 2012 года. Поскольку на декабрь 2013 года министерству установлены очень серьезные показатели по мобилизации налогов и сборов в бюджет, то приказ предписывает структурам ведомства особое внимание обратить на целый ряд предприятий, относительно которых есть подозрение в уклонении от уплаты налогов и сборов. В приложении к документу приведен перечень более чем 37 000 (!) «подозрительных» предприятий.
Формально все правильно. С одной стороны, имеются огромные проблемы с наполнением бюджета и предприятия, подозреваемые в уклонении от налогов. Но с другой стороны, интересная особенность «списка Клименко» состоит в том, что среди злостных неплательщиков в нем числятся предприятия, которые связывают, прежде всего, с олигархами Фирташем, Коломойским и Ахметовым, но в перечне нет ни одной фирмы, связанной с «Семьей». Едва ли кто-то поверит, что «семейные» отличаются высокой гражданской сознательностью, находящей свое выражение в добросовестной уплате налогов!
Все это можно рассматривать не только как стремление пополнить дырявый бюджет страны, но и как «наезд» на «чужих» олигархов. Но если казус со «списком Клименко» получил широкий резонанс в СМИ, то ряд других ударов Семьи по олигархической фронде прошли не слишком замеченными. Например, Министерство энергетики и угольной промышленности, которым руководит, как известно, еще один яркий представитель «Главной Семьи страны» – Эдуард Ставицкий, 12 декабря 2013 года опубликовало приказ. Этот документ обязывает НАК «Нафтогаз» Украины предварительно согласовывать с министерством все платежи, сумма которых превышает 8 млн грн. В определенные сроки «Нафтогаз» должен предоставить министерству графики платежей, а также ежедневно подавать подробную информацию о движении денежных средств предприятия и его дочерних компаний. Также министерство требует, чтобы с ним согласовывали привлечение кредитов, предоставление гарантий или поручительств, в том числе заключение договоров залога имущества.
Приказ был издан по итогам проверки компании ревизионной комиссией. «Нафтогаз» как государственная акционерная компания должна подчиняться законным указаниям профильного центрального органа исполнительной власти, а именно Министерства энергетики и угольной промышленности. Но указанное требование министерства противоречит закону «О хозяйственных обществах», который запрещает вмешательство органов в законную деятельность хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, в министерстве вполне обоснованно мотивируют ужесточение контроля над финансовой деятельностью НАК «Нафтогаз» крайней убыточностью компании и ее дочерних предприятий. По данным министерства, чистый убыток «Нафтогаза» за 9 месяцев 2013 года увеличился в 2,3 раза и достиг астрономической цифры в 10,5 млрд грн. Кредиторская задолженность компании также достигла угрожающих размеров. Причинами столь тяжелого финансового положения «Нафтогаза» в министерстве привычно называют необходимость поставлять ЖКХ газ по ценам ниже закупочных. Это есть неправда, поскольку, по закону, население и теплокоммунэнерго должны получать дешевый газ внутренней добычи, на перепродаже которого коммунальной сфере «Нафтогаз» и его структуры имеют очень хорошую рентабельность. Если же не весь газ внутренней добычи доходит до ЖКХ из-за злоупотреблений и коррупции, то это есть нарушение закона, и проблемой должны заниматься правоохранительные органы.
К тому же, финансовое положение «Нафтогаза», которое всегда было сложным, стало катастрофически ухудшаться с конца 2012 года после того, как экономически выгодные поставки голубого топлива промышленным потребителям, вместо «Нафтогаза», стали осуществлять коммерческие структуры. Это некоторые компании, которые связывают с Семьей, но прежде всего, это Group DF Дмитрия Фирташа.
Эксперты предупреждали, что подобное перераспределение рынка окончательно доконает НАК «Нафтогаз». Инициатором такого передела стал правящий режим, стремившийся заручиться поддержкой Фирташа, а также люди Фирташа во власти. Кроме отставного главы президентской администрации, а теперь «просто советника» Сергея Левочкина, среди лоббистов интересов Фирташа следует выделить Юрия Бойко – бывшего министра энергетики, а ныне вице-премьера, отвечающего за топливно-энергетический комплекс. Долгое время именно Бойко оказывал решающее влияние на менеджмент и финансово-хозяйственную деятельность «Нафтогаза», прежде всего с учетом интересов Фирташа. Глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин был назначен еще в те времена, когда Бойко возглавлял министерство. Первый удар по влиянию Фирташа и Бойко на «Нафтогаз» Семья нанесла в 2013 году, когда Кабмин сменил наблюдательный совет «Нафтогаза». В результате, теперь половина членов совета – это чиновники, лояльные нынешнему министру Эдуарду Ставицкому, а, следовательно, представляющие интересы Семьи.
Взятие под контроль финансовых потоков «Нафтогаза» можно расценивать как следующий важный шаг по установлению Семьей контроля над компанией. Впрочем, Фирташ – слишком серьезная фигура, имеющая обширные и давние связи в Москве на различных уровнях, вплоть до Путина. После декабрьских договоренностей в Белокаменной судьба режима Януковича критически зависит именно от Кремля. Поэтому в отношении Фирташа власть действует методом не только кнута, но и пряника. Следует напомнить, что Фирташ – это еще и медиамагнат. Он владеет одним из самых мощных средств массовой информации. Речь идет о телеканале «Интер». В 2013 году холдинг был куплен компанией GDF Media Ltd Дмитрия Фирташа. Кроме того, 20% акций канала принадлежат упомянутому Сергею Левочкину, еще 29% — российскому «Первому каналу». Также Фирташу и Левочкину в соотношении соответственно 80% и 20% принадлежат семь других телеканалов и информационное агентство. С началом массовых протестов в середине в ноябре 2013 года, все ведущие телеканалы, включая «Интер», принялись, если использовать модный в медиа-кругах канцелярит, «объективно освещать значимое событие», каковым является Евромайдан. Власть и ее действия подавались, мягко говоря, в невыгодном свете. К тому же, СМИ, которые в последнее время скупались Семьей с целью завоевания положения в медиа-пространстве, оказались слишком маломощными и маловлиятельными, чтобы составить серьезную конкуренцию мощным медиа-ресурсам олигархов.
Януковича такое положение дел не могло не разозлить… Поэтому дальнейшие «игры в демократию» для олигархов чреваты крайне болезненными ударами со стороны Семьи. Впрочем, большинство крупных телеканалов, пока не спешат отказываться от поддержки Майдана. Это можно сказать о медиахолдинге Пинчука, который старается соответствовать тщательно и многие годы создававшемуся имиджу «западника». К тому же, Пинчук уповает на свои связи среди «сильных мира сего» глобального масштаба типа Клинтона, Блэра, Сороса и прочих, которых олигарх традиционно приглашает на «украинский ланч» в Давосе, который в этом году неожиданно был отменен.
По тому же пути идет Петр Порошенко, регулярно подающий сигналы о том, что именно он является в Украине едва ли не самой прозападной фигурой, исповедующей «европейские ценности». В положительном ракурсе подают евромайдан и СМИ Коломойского, который, наряду с Пинчуком, рассчитывает на поддержку мировых еврейских организаций.
Радикализация протестов после с 19 января создала новую, в целом опасную для олигархов реальность, объективно чреватую непредсказуемыми последствиями для олигархических капиталов. Поэтому окончательно позиция олигархов по поводу эскалации кризиса еще не обозначилась. Из ряда «промайданных» в последнее время выпал только телеканал «Интер» Фирташа. Сначала была суета вокруг закрытия программы Шустера, которого ничтоже сумняшеся причислили чуть ли не к «самым главным демократам и проводникам свободы слова». Хотя программа Шустера использовалась преимущественно в провокативных целях, для «сливов» и «троллинга» политических оппонентов. Затем начался массовый «исход» с канала целого ряда журналистов и менеджеров, отвечавших за новости. Среди них было много людей Левочкина. Наконец, произошла резкая и зримая смена информационной политики канала, прежде всего в освещении евромайдана и политики правящего режима. Но взамен Фирташ получил более чем весомый бонус в виде изменений в Налоговый кодекс, согласно которым импорт природного газа освобождается от налога на добавленную стоимость. Это более чем царский подарок Фирташу, структуры которого по состоянию на сентябрь 2013 года импортировали в Украину более 18 млрд кубов газа.
Главный медиа-ресурс Ахметова – телеканал «Украина» – пока что освещает массовые протесты более или менее сбалансированно. Сам же олигарх и вовсе недавно совершил «выход в народ», в процессе которого заявил, что он всячески поддерживает демократию и европейские устремления. В то же время, недавно Ахметов закрыл свой фонд «Эффективное управление» и уволил сотрудников. Известно, что фонд разрабатывал концепции и стратегии экономического развития Украины для помощи центральным и местным органам власти.
Результаты деятельности этой структуры являются, мягко говоря, неоднозначными. В частности, фонду приписывают активное участие в разработке закона о рынке электрической энергии, который осенью 2013 был буквально продавлен в парламенте. Согласно нормативу, контролируемая преимущественно структурами Ахметова тепловая энергетика, а также возобновляемая энергетика, находящаяся в сфере интересов, в частности, секретаря Совета нацбезопасности Клюева, получают огромные преференции, а расплачиваться за все должна государственная гидро- и, что еще хуже, атомная энергетика. В то же время, по некоторым данным, многие наработки фонда Ахметова «Эффективное управление» с привлечением западных экспертов продвигались в органах власти, в том через людей Ахметова, занимающих те или иные посты.
В частности, первый заместитель главы президентской администрации Ирина Акимова, ответственная за экономическую политику, считается креатурой именно Ахметова. Закрытие фонда, через который олигарх долгие годы пытался воздействовать на государственную политику, вполне возможно, является демаршем, демонстрирующим крайнее недовольсто олигарха действиями Семьи. В то же время, подконтрольные Ахметову депутаты голосовали за все проекты власти в «черный четверг» 16 января 2014 года, когда в стенах парламента была принята целая пачка реакционных законов. Очевидно, это было элементом торга олигарха с Семьей и Януковичем, поскольку при принятии бюджета, по имеющейся информации, огромные суммы были заложены на компенсацию разницы в тарифах для тепловой энергетики, значительная часть которой принадлежит структурам Ахметова. А без голосов подконтрольных олигарху депутатов закон о бюджете, равно как и законы ограничивающие права и свободы, едва ли были бы приняты.
Сложилось впечатление, что олигархи, очень много сделавшие для приведения Януковича к власти и укрепления его режима, начали об этом сильно сожалеть, а в торговле с режимом они опоздали. Заручившись поддержкой в Москве, режим Янукович получил возможность пойти в наступление не только на оппозицию и майдан, но и на олигархов. Сам факт голосования 16 января депутатов, входящих в сферу влияния того или иного олигарха, свидетельствует, что олигархи не рискуют демонстрировать фронду, по крайней мере, явно, в ходе публичных голосований в Раде. Конечно, олигархи могли бы объявить Януковичу и Семье войну в том или ином понимании этого слова. Сил и ресурсов у них более чем достаточно, особенно, если они объединятся. Но последние кровавые события в Киеве могут помешать этому единению. Настоящая, даже мирная революция, развалит всю эту систему общественных отношений в пух и прах, чего олигархи смертельно боятся. Можно сколько угодно говорить о том, что олигархи вывели капиталы за рубеж, но основа сколачивания капиталов все равно остается в стране в виде земли, недвижимости, дряхлых активов, которые все еще приносят неплохие барыши за счет эксплуатации дешевого труда, природных ресурсов и производственных мощностей. Утрата этого базиса в случае хаоса олигархам не улыбается.
Александр Карпец