вологість:
тиск:
вітер:
Европа чётко дала понять Украине: если не будет решён вопрос освобождения Юлии Тимошенко, Киев Соглашение об ассоциации с ЕС не получит. При этом среди стран Евросоюза нет консенсуса относительно подписания ассоциации с Украиной, а появиться он может, только если экс-премьера отпустят.
Европа чётко дала понять Украине: если не будет решён вопрос освобождения Юлии Тимошенко, Киев Соглашение об ассоциации с ЕС не получит. При этом среди стран Евросоюза нет консенсуса относительно подписания ассоциации с Украиной, а появиться он может, только если экс-премьера отпустят.
Украинские политологи, учитывая последние заявления европейских политиков, делают вывод: шансы на то, что документ таки будет подписан на саммите в Вильнюсе, сейчас стремительно сокращаются, и если Украина утратит возможность сблизиться с ЕС, вернуться к данному вопросу можно будет не раньше, чем через несколько лет.
Глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко:
Заявления со стороны европейских политиков отражают драматичные сложности и обстоятельства, появившиеся за последние дни. Европа почувствовала, что Украина может не освободить Юлию Тимошенко до саммита в Вильнюсе. Потому начали поступать сигналы: не будет освобождения – не будет подписания соглашения.
Есть риск, что подписание соглашения не сорвётся, а перенесётся на какое-то время, в зависимости от выполнения обязательств, взятых на себя Украиной. Шансы на подписание соглашения на вильнюсском саммите ещё остаются, но сейчас очевидно, что пространство для манёвра сузилось: если Тимошенко будет освобождена, то подписание состоится практически точно, даже если полностью не будут приняты законы о прокуратуре и о внесении изменений в избирательное законодательство. Если вопрос Тимошенко не решат до саммита, вероятность неподписания соглашения в ноябре существенно возрастёт – скорее «нет», чем «да».
Если так случится, то будут избегать категорических формулировок. Потому, скорее всего, речь будет идти о переносе подписания соглашения, но при условии полного выполнения украинской стороной взятых обязательств. То есть не «отказ от подписания» (это слишком категоричная формулировка), а «перенос».
Если будет перенос, то возможны два варианта. Первый – если проблему Тимошенко решат в ближайшие месяцы, то подписание может произойти, например, на саммите Украина-ЕС в 2014 году, в первой половине или в начале года.
Не верю в подписание соглашения накануне президентских выборов. Если сейчас не решат вопрос Тимошенко, сомневаюсь, что его будут решать накануне президентских выборов. Тогда просто будет не до того, и мы будем пребывать в режиме острой политической борьбы. Если сейчас её не хотят освобождать, то мотивов освобождения перед выборами будет ещё меньше. Так что второй вариант – уже после президентских выборов, например, на саммите «Восточное партнёрство» в Грузии.
Я совершенно согласен с мнением посла Украины Моцика о том, что неразумно делать 46 миллионов человек заложниками одного дела. Я – приверженец того, что можно подписать документ с оговорками, существенными замечаниями, с акцентированием внимания на том, что без полного решения проблемы Тимошенко соглашение не будет ратифицировано, и оно не вступит в действие. Это вопрос поиска сбалансированного решения. Я совершенно согласен, что не стоит делать всю страну заложником политической и правовой судьбы одного человека. Ведь вопрос Тимошенко, так или иначе, будет решаться, в том числе и с помощью решения Европейского суда по правам человека. Если Евросоюз выберет жёсткую модель поведения, то существенно возрастут риски, что будет не перенос подписания, а, в итоге, произойдёт геополитическая переориентация.
Экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко:
Не хочется даже обсуждать вариант неподписания соглашения с Евросоюзом, потому что это будет означать серьёзные негативные последствия для Украины.
Я бы призвал нашу власть и оппозицию за оставшиеся рабочие дни в парламенте, прежде всего, сделать то, что реально осуществить. Во-первых, принять хотя бы в первом чтении закон о прокуратуре. Меня удивляет внесение нашей «мудрой» оппозицией законопроекта, альтернативного уже внесённому. Европейский союз в лице Венецианской комиссии одобрил первый законопроект. Его просто нужно принять в первом чтении. Таким образом, мы выполним одно из важных требований ЕС. Ещё будет второе чтение, можно вносить десятки поправок. А внесение контрзаконопроекта значит, что данный вопрос будет сорван.
Во-вторых, нужно принять избирательный закон, немедленно, буквально сейчас, хотя бы в первом чтении. Это будет вариант, который удовлетворит Европу на данном этапе.
В-третьих, нужно принять поправки к закону о борьбе с коррупцией.
Если мы даже этих требований не можем выполнить и топчемся на ровном месте, то о чём можно говорить? Происходящее сейчас свидетельствует, на мой взгляд, о завершении определённого этапа политического развития Украины. С такими политическими игроками нашему государству ничего «не светит». И такую политическую систему необходимо просто менять.
Однако всё ёщё верю, что у нынешнего политического истеблишмента хватит здравого смысла и элементарной ответственности перед украинским народом, чтобы предпринять необходимые шаги. Иначе мы попадём в ужасную ситуацию новой Малороссии. Но то, что сегодня делает наш политический класс, заставляет засомневаться в его адекватности.
Эксперт по политическим вопросам, бывший народный депутат Тарас Чорновил:
То, что Европа не подпишет соглашения без освобождения Тимошенко, было понятно уже давно, но какое-то время можно было играть в дискредитацию Тимошенко. Однако эту игру можно было продолжать только до середины-конца сентября и пытаться убедить Европу, что Тимошенко ужасна, и поэтому украинская сторона просит подписать соглашение без её освобождения, а ей будет гарантировано послабление режима в будущем.
Но в конце сентября стало совершенно очевидно, что это не сработает. Ещё до Ялтинского саммита можно было обойтись простой отправкой Тимошенко на лечение за границу – нужно было только пойти на условия Евросоюза. Это были условия, достаточно выгодные для Украины – каникулы: Тимошенко отправляют за границу фактически на бессрочное лечение. Но тогда нашей власти очень хотелось гарантий, что она не будет заниматься политикой, что она чуть ли ни под конвоем будет находиться в клинике.
Буквально через неделю-полторы после саммита у многих в ЕС закончилось терпение. Были люди, симпатизирующие Украине, готовые помочь нашей евроинтеграции (Фюле, члены миссии Кокса и Квасьневского, министр иностранных дел Польши Сикорский). Был и ряд скептиков, готовых голосовать за евроинтеграцию Украины, но которые не верили, что после этого наша страна станет цивилизованным государством. В первую очередь, это один из влиятельнейших европейских дипломатов Карл Бильдт. Он смирился с тем, что Украину нужно поддержать, а уже потом добиваться от неё демократии. Но когда стало понятно, что украинская власть не собирается останавливаться, у него, да и у других европейский лидеров, терпение закончилось. Партия регионов переиграла, и условия для Украины стали жёстче. Но регионалы до сих пор продолжают настаивать на старой версии, которая исчерпала себя, выдумали новое дело против Тимошенко. Абсурдность совершенная и тупиковая.
В этой ситуации шансы на подписание соглашения стремительно сокращаются. С одной стороны Украина загнала себя в тупик, из которого нет выхода, ведь освободить Тимошенко просто так наши не готовы. С другой – европейские септики победили, а репутация поддерживающих Украину существенно пострадала из-за поведения нашей власти. В результате поднялась планка компромисса. Если раньше европейцам было достаточно больничных каникул с размытыми формулировками, то теперь они будут требовать только помилования.
Если история затянется до 18 ноября, то европейцы могут начать требовать реабилитации и оправдания Тимошенко. Требования к Украине становятся жёстче, потому что стало понятно, что играть с нашими политиками, как с мудрыми и нормальными людьми, невозможно. Потому шансы на подписание быстро сокращаются. В начале этой недели я их оценивал на 25%. Это было до того, как определилась ситуация с законопроектом Лабунской. Если за этот законопроект не проголосуют в четверг, то вероятность подписания соглашения сведется всего к 5%. В большей мере, это может случиться потому, что в последний момент Янукович сдастся и даст добро, который для него самого сегодня выглядит как полная капитуляция – полное помилование. Но больше 5% дать не могу, а без освобождения Тимошенко соглашение не подпишут.
Если так случится, то у нас, наверное, уже никогда не будет этого соглашения. Потому что к данному вопросу мы вернёмся не раньше, чем через семь лет, а за это время мы уже будем российской провинцией.
По материалам Главред