Украина предложила отдать России часть газотранспортной системы при условии, что вторым ее партнером в проекте станет ЕС. Кроме того, Европа и Россия могут сэкономить при строительстве газопровода South Stream, проложив его по территории Украины, заявил в пятницу президент Виктор Янукович. В «Газпроме» эти инициативы восприняли скептически. Но эксперты отмечают, что предложение большого количества различных вариантов уступок — традиционная стратегия Украины в переговорах о снижении цены газа.
«Мы предлагаем нашим партнерам в Европе и России гибкий подход к модернизации украинской газотранспортной системы и строительству South Stream — он должен пройти по югу Украины. Такая возможность есть»,— заявил в пятницу президент Виктор Янукович на ежегодной встрече Yalta European Strategy.
Он отметил, что стоимость такого проекта будет в 5 раз ниже, чем нынешний проект South Stream, оцениваемый в 25 млрд евро. При этом глава государства подчеркнул, что не драматизирует ситуацию с введением в эксплуатацию газопровода Nord Stream, который идет в обход Украины. Более того, в пояснительной записке к проекту госбюджета на 2012 год, опубликованному в четверг, говорится, что несмотря на введение Nord Stream, Минэнерго ожидает увеличения транзита природного газа через территорию Украины на 11,56%, до 110 млрд кубометров, в связи с увеличением его потребления в ЕС.
Еще одно предложение Украины — создание трехстороннего консорциума с участием ЕС и России по управлению газотранспортной системой, рассказал источник в окружении президента. По его словам, доля Украины в консорциуме может составить 34%. Взамен Киев рассчитывает получить значительную скидку на газ. "Базовая цена должна быть снижена с $450 до $190-210 за тысячу кубометров. В этом случае потребители получат газ по $230»,— пояснил источник.
В России инициативы Украины восприняли со скепсисом. Заместитель председателя госдумы РФ Валерий Язев назвал прокладку газопровода через территорию Украины экономически невыгодной для ЕС. «Вся идея South Stream — убрать риски транзита газа через Украину. А по предложению Виктора Януковича, мы со 142 млрд кубометров газа в год украинского транзита дадим ему под контроль еще 63 млрд кубометров в год. Я думаю, это решение не примет ни Россия, ни ЕС»,— заявил господин Язев.
Россию не устраивает и вариант трехстороннего консорциума. «Мы хотели бы начать с двухстороннего формата России и Украины 50 на 50. Предложение Украины нас не устраивает хотя бы потому, что найти компании, готовые сейчас вложить средства в консорциум, вряд ли удастся. В результате Украина заявит: нет желающих — нет и консорциума, а цены на газ мы должны пересмотреть уже сейчас»,— говорит источник в «Газпроме».
Максим Шеин из ИК «Брокеркредитсервис» считает, что для участия в консорциуме могут найтись европейские компании, но это будут партнеры «Газпрома» вроде EON Ruhrgas. «Такой сценарий вряд ли устроит Украину — тогда она теряет контроль над своей газотранспортной системой — «Газпром» и его европейский партнер могут объединять свои голоса»,— поясняет эксперт.
Член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма отмечает, что нынешние заявления украинского правительства — это попытка надавить на «Газпром», предоставив ему множество различных вариантов.
«Это известная стратегия переговоров, когда одна из сторон предлагает самые разные варианты, выгодные ей. Рано или поздно российская монополия будет вынуждена согласиться на те из них, которые будут ее более-менее устраивать, поскольку невозможно постоянно говорить нет. Так было и в прошлые годы, когда благодаря настойчивости прошлого руководства «Нафтогаза» удавалось договориться об объемах закупки газа ниже предусмотренных контрактом норм»,— говорит глава альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.
Директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко напоминает, что договориться о снижении объема закупок газа на 2010 год в конце 2009 года руководству «Нафтогаза» удалось после семи месяцев очень настойчивых переговоров.
«Когда все аргументы, казалось, были исчерпаны, Россия согласилась просто потому, что не хотела обанкротить «Нафтогаз» и таким образом потерять в будущем стратегический рынок сбыта газа»,— соглашается господин Гудыма.
По материалам
«Коммерсант-Украина»