В ДЕТАЛЯХ

2011.06.22

Шедевры старого Крыма

Чтобы увидеть дворцы императоров, не обязательно ехать во Францию или в Китай. Достаточно смотаться на солнечный полуостров. И хотя здешние памятники дворцовой архитектуры были «лишь» летними резиденциями венценосных особ и аристократии, от этого их великолепие ничуть не меркнет. Даже наоборот, под южным крымским солнцем дворцы кажутся еще прекраснее...

Чтобы увидеть дворцы императоров, не обязательно ехать во Францию или в Китай. Достаточно смотаться на солнечный полуостров. И хотя здешние памятники дворцовой архитектуры были «лишь» летними резиденциями венценосных особ и аристократии, от этого их великолепие ничуть не меркнет. Даже наоборот, под южным крымским солнцем дворцы кажутся еще прекраснее.

Убедиться в этом смогли участники пресс-тура в рамках акции «7 чудес Украины: замки, крепости, дворцы» вместе с инициатором этого проекта, заместителем председателя Верховной Рады Николаем Томенко. В течении двух дней мы увидели четверку великолепных исторических строений: Дворец Александра ІІІ (Массандра), Ливадийский, Воронцовский и Бахчисарайский (Ханский) дворцы.

Английское гнездо

У подножья горы Ай-Петри притаился небольшой, но очень красивый дворец графа Михаила Воронцова – уникальный памятник архитектуры первой половины XІX века. Летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края явно была созданной для отдыха и приема высоких гостей в непринужденной летней обстановке.


Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. Тысячи крепостных и вольнонаёмных рабочих – каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров – вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы. Двухэтажное здание построено из очень крепкого серо-зеленого камня – диабаза. Благодаря его прочности и специальному раствору здание не рухнуло во время сильнейшего землетрясения в 1927 году, и дошло до наших дней практически в первозданном виде. И хотя его богатый интерьер был разграблен во время Второй мировой войны, все же многие предметы роскоши и искусства сохранились.

Например, прекрасная мебель в парадной комнате, часть картин, скульптур и даже 10 тыс. книг из знаменитой библиотеки графа Воронцова.

Автор этого архитектурного чуда Эдуард Блор выбрал для своего творения псевдоготический стиль. И вообще здание напоминает небольшую английскую крепость средних веков. Это и не удивительно, ведь граф Воронцов учился в Англии и очень любил культуру этой страны.

Но не только внешний вид Воронцовского дворца восхищает его гостей. Вокруг него расположен не менее прекрасный дендропарк площадью почти 40 гектаров: с живописными аллеями, маленькими водопадами, тремя озерами и экзотическими деревьями. Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции. В 1920 году здесь был созданный музей, который функционирует и до наших дней. А в феврале 1945 года, во время Ялтинской конференции союзников по антигитлеровской коалиции в Воронцовском дворце размещалась английская делегация во главе с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.

Место не для приемов

Еще одним дворцом, который построил граф Воронцов – только не Михаил, а сын его Семен, является «Массандра». Впрочем, это имение более известно, как резиденция царя Александра III. Спрятанное от посторонних глаз за огромными деревьями, трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение «крепостных» башен, высокие каминные трубы придают строению устремленность ввысь, и поэтому дворец кажется легким, изящным, сказочным.

Дворец строился довольно далеко от моря и предназначался, в первую очередь, для спокойного, уединенного времяпровождения. Поэтому в нем не предусматривались апартаменты для приемов или парадные залы. Зато в комнатах чрезвычайно уютно. Увы, история распорядилась так, что ни граф Воронцов, ни ставший впоследствии владельцем Александр ІІІ, ни его сын Николай ІІ так и не смогли пожить здесь в свое удовольствие сколько-нибудь длительное время… В 1929 году во дворце расположился санаторий, после войны - дача Сталина. Генералиссимус тоже приезжал нечасто. И лишь в 1992 году тут открылся музей.

Тут решались судьбы мира

В отличие от «Массандры», Ливадийский дворец находится прямо на морском побережье. Бывшая летняя резиденция последнего царя Николая ІІ была построена в 1910-1911 годах в стиле Возрождения. Кроме того, ялтинский архитектор этого дворца Николай Краснов использовал и другие мотивы при строительстве корпусов. В частности, для церкви был выбран византийский стиль, для внутренних двориков - арабский и итальянский, а для колодца с Химерой - готические мотивы. Краснову удалось удачно вписать дворец в окружающий ландшафт, расположить здание так, чтобы все его стороны были максимально открыты солнцу. Во дворце 58 художественно отделанных комнат. Главный вход оформлен попарно стоящими колоннами из голубовато-белого мрамора и украшен тонкой художественной резьбой по камню, выполненной русскими и итальянскими мастерами. По обеим сторонам входа установлены большие вазы из уральской яшмы. Сам дворец построен из инкерманского камня белого цвета и покрыт раствором, защищающим его от потемнения; рецептура его, к сожалению, утеряна.
Торжественно-наряден Белый зал с огромными окнами, лепными украшениями и деталями из каррарского мрамора. Именно здесь проходили заседания исторической Ялтинской конференции: встречи глав трех союзных государств антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Дворец стал музеем в 1974 году и сейчас является одним из самых популярных туристических мест Крыма.


Посланец Востока

Еще один прекрасный дворец, принимающий участие в акции «Семь чудес Украины», - это резиденция династии Гераев - правителей Крымского ханата. Именно ханский дворец в Бахчисарае в течение двух с половиной веков (1532-1783 гг.) был центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар. Он является единственным в мире образцом крымско-татарской дворцовой архитектуры. На протяжении столетий в ханском дворце менялись архитектурные и орнаментальный стили. Лаконичная орнаментика росписей XVII ст. с изображениями гроздей винограда и имитацией мрамора вышли из моды, а на их место в XVIII ст. пришли изысканные растительные композиции в стиле «крымского рококо».

Последний крымский хан Шагин Ґерай вошел в историю, как великий авантюрист, который в результате погубил собственною страну. Он собирался перенести столицу с Бахчисарая в Кефе (ныне Феодосия). На новом месте даже начались строительные работы, но в 1783 году, потеряв власть, он так и не успел реализовать свой замысел.

В ХІХ веке дворец был передан милицейскому ведомству. Тут находился полицейский чин, который при наличии письма от губернатора разрешал высоким гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. Время от времени во дворце бывали российские цари и члены их семей. Понятно, что благодаря этому дворец превратился в «режимный объект» и доступ в него был открыт далеко не каждому. Исключением стали годы Крымской войны 1854-55 гг., когда тут разместился госпиталь. После революции 1917 года появилось много желающих прибрать ханский дворец к своим рукам. К счастью, художник Усеин Боданинский убедил Временное правительство создать здесь музей, который работает поныне, привлекая сотни тысяч туристов. Сегодня Бахчисарайский дворец заслуженно считается памятником истории и культуры мирового значения, он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вице-спикер парламента Николай Томенко выразил уверенность, что ханский дворец в Бахчисарае - украшение не только Крыма, но и Украины. "Это полноценный туристический объект, привлекающий все больше людей. Потому я уверен, что Бахчисарайский дворец и в целом заповедник объективно является одним из конкурентных участников нашей акции. Вероятность того, что он попадет в финал, довольно высока, поскольку и Крым, и Украина в целом позиционируют себя как носители разных культур. В данном случае речь идет об уникальной культуре крымско-татарского народа", - подчеркнул вице-спикер.

Характеризуя в целом крымские дворцы, Николай Томенко отметил, что они находятся в намного лучшем состоянии, по сравнению с дворцами в других областях Украины.


"Я думаю, что минимум два-три объекта от полуострова будут представлены в финале проекта", - сказал заместитель Председателя ВР. В то же время, Томенко подчеркнул, что главной проблемой остается недопущение рядом с историческими объектами строительства, разрушающего фундамент и стены этих архитектурных памятников. Кроме того, по словам инициатора акции "7 чудес Украины", актуальна проблема использования дворцов для проведения разного рода вечеринок и корпоративов. Такие объекты должны использоваться только для мероприятий высокого уровня, а не для дней рождений и других вечеринок – сказал Николай Томенко.

Напомним, Всеукраинская акция "Семь чудес Украины: замки, крепости, дворцы" стартовала в 2010 году и стала третьим этапом акции "Семь чудес Украины". Основная цель нынешнего проекта – инвентаризация и популяризация историко-архетиктурного наследия нашей страны, привлечение туристов и меценатов, могущих помочь с реставрацией. В акции принимают участие 138 объектов, 19 из которых – от Крыма. Победители будут определены в два этапа. Первый пройдет 24 августа, второй 1 декабря. Лучшие замки, крепости и дворцы Украины будут определены путем экспертного и интернет-голосования.
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ