Россия до завершения уголовного дела об авиакатастрофе не сможет по требованию Польши передать обломки самолета польского президента Леха Качиньского, который разбился 10 апреля под Смоленском, сообщает
«Интерфакс» со ссылкой на свой источник в одном из правоохранительных ведомств РФ. Россия аргументирует свое решение тем, что обломки являются вещественными доказательствами и их передача противоречила бы следственной практике. Как также стало известно в четверг, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал подготовку итогового отчета о причинах катастрофы.
Газета The Wall Street Journal, комментируя требование о возвращении обломков, высказанное накануне польским министром юстиции Кшиштофом Квятковским, отмечает, что Польша уже теряет терпение при оценке хода расследования Россией авиакатастрофы.
Как заявил на пресс-конференции Квятковский, Польша ожидает передачи обломков в самое ближайшее время. Как напомнил министр, в соответствии с международным правом самолет и то, что осталось от него после катастрофы, принадлежат польскому государству.
В настоящее время обломки самолета Ту-154 по-прежнему находятся на территории аэропорта Смоленска в нескольких километрах от места трагедии. Как подчеркивает издание, Польше не удалось убедить российскую сторону защитить обломки хотя бы с помощью тента, они так и лежат под открытым небом, подвергаясь неблагоприятному воздействию окружающей среды.
Некоторые эксперты небезосновательно высказывают предположения, что, уничтожая обломки, Россия пытается замести следы и утаить настоящие причины гибели самолета.
Напомним, на прошлой неделе, глава государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий полковник Эдмунд Клих передал МАК список замечаний польской стороны, касающийся расследования. В документе объемом 600 страниц отмечено, что наибольшие вопросы вызывает нехватка показаний в документах МАКа. По словам Клиха, Россия также отказывается предоставить Польше техническую информацию об аэропорте в Смоленске.
В то же время вчера лидер польской оппозиции Ярослав Качинский потребовал, чтобы руководители Польши и России взяли на себя моральную ответственность за авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб его брат-близнец, бывший президент страны Лех Качинский. По мнению Ярослава, польское правительство заняло недостаточно твердую позицию по отношению к России во время расследования.
По его словам, властям Польши следовало добиваться того, чтобы расследование гибели его брата «стало международной темой». «Но ничего подобного не делается, а в Варшаве утверждают, что российско-польские отношения продолжают улучшаться».
«Либо российское, либо польское правительство, а может, и те, и другие, должны взять на себя моральную ответственность за авиакатастрофу под Смоленском», - Заявил Качинский в эфире одного из радиоканалов.
Он также полагает, что будет очень трудно узнать правду об авиакатастрофе, так как «прокуратура Польши может полагаться лишь на те данные, которые получает от российских следователей». Поэтому, по его словам, «важно добиваться от России передачи как можно большего объема информации».
Ярослав Качинский считает, что пилоты самолета Леха Качинского вряд ли виноваты в крушении самолета. По его словам, никаких доказательств вины экипажа нет. Он также заявил, что не верит в то, что его брат мог незадолго до катастрофы приказать пилотам совершить посадку, несмотря на плохие погодные условия.
Напомним, самолет Ту-154 президента Польши разбился 10 апреля под Смоленском. Все 96 человек, которые находились на борту, погибли. Польская делегация летела на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные сотрудниками НКВД СССР в 1940 году.
Одним из основных требований польской стороны является передача Россией останков самолета.
Поскольку для того, чтобы понять, почему самолет рассыпался на мелкие части, нужно получить данные относительно механизма разрушения самолета.
Как ранее писал
RUpor, Ярослав Качинский после посещения места трагедии заявил, «я был там вечером 10 апреля, и та часть, под которой были колеса и президентский салон, была перевернута. А всей остальной части самолета не было, как бы испарилась, рассыпалась на мелкие куски».
По его словам, «нужно ответить на вопрос, почему бомбардировщик, а Ту-154 это переделанный бомбардировщик, который падает с 80 метров и не разрушается, в данном случае полностью рассыпался». Качинский уверен, что «береза диаметром в 40 сантиметров не должна была оторвать крыло» такому мощному лайнеру.
Кроме того, в документах переданных Россией Польше нет главной информации – материалов судмедэкспертиз.
«В переданном нам пакете нет самого главного - протоколов идентификации останков жертв катастрофы. Родственники погибших сами говорят, что нет уверенности в том, кто действительно был похоронен», - заявил руководитель парламентской группы, занимающейся выяснением причин катастрофы.
Как неоднократно писал
RUpor, остаются без ответов и вопросы, появившиеся после «видео» с места катастрофы. До сих пор непонятно кто снимал, почему снимали, насколько достоверными являются выстрелы и команды, которые звучат на видео с места катастрофы.
Такие фразы, как: «успокойся!», «не убивайте нас!», «смотри ему в глаза!», «дай пистолет!» сразу после катастрофы на польском языке могли произносить только пассажиры лайнера. А, вот команду на русском языке: «Все назад, уходим от сюда!», мог отдать только командир того спецподразделения, которое расстреливало раненных поляков.
В СМИ появились
утверждения, что авиакатастрофа тщательно спланированная акция, в которой задействовано высшее руководство Польши и Российской Федерации.