В ДЕТАЛЯХ

2009.12.17

ЮЩЕНКО: ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ. Как начинался скандал с банком «Украина»

Представляем вашему вниманию отрывки первой части скандально известной книги о нынешнем президенте Украины Викторе Ющенко: «Ющенко: История болезни». Издание имело честь попасть под гриф «Запрещено», после прихода к власти Ющенко, который так любит повторять о свободе слова в независимой Украине. Книжка была выдана в 2004 году, но впоследствии изъята из продажи цензурой за считанные дни...

  Сегодня мы представляем вашему вниманию отрывки первой части скандально известной книги о нынешнем президенте Украины Викторе Ющенко: «Ющенко: История болезни». Издание имело честь попасть под гриф «Запрещено», после прихода к власти Ющенко, который так любит повторять о свободе слова в независимой Украине. Книжка была выдана в 2004 году, но впоследствии изъята из продажи цензурой за считанные дни.


Г Л А В А 1

ЯВЛЕНИЕ ГЕРОЯ


«В июле 1985 года в столицу советской Украины, город-герой Киев приехал Виктор Андреевич Ющенко. Здесь он получил должность заместителя начальника управления кредитования колхозов, агропромышленных объединений и межколхозных предприятий Украинской республиканской конторы Госбанка СССР.

В апреле 1986 г. должность будущего главного банкира стала зваться так: заместитель начальника управления кредитования сельского хозяйства агропромышленного комплекса.

Даже Чернобылю было не под силу омрачить тогдашнего приподнятого душевного настроя Виктора Андреевича. Он был на коне. Еще бы, совершил качественный карьерный скачок, получил должность в крупнейшем банке и жилье в Киеве, в спальном районе на Троещине.

В стране начиналось время перемен, но пробуждение общества Виктора Андреевича не затронуло. Его целью была – карьера, а характерными чертами — безропотность и исполнительность перед начальством, требовательность — к подчиненным.

Как рядовой коммунист он исправно посещал партсобрания, голосуя, как положено; вскоре он «справил» автомобиль ("жигули" коричневого цвета), а затем и прицеп к нему, чтобы сподручней было из села свежие продукты возить; в обмен в село отправлялись положенные ему по рангу «пайки» в условиях тогдашнего "прорыва в дефиците».

В декабре 1989 его назначают заместителем председателя – начальником планово-экспертного управления Украинской республиканской конторы Агропромбанка СССР.

Вскоре, воспользовавшись царившей в разваливающемся Советском Союзе неразберихой, банковское начальство буквально даром получило в свое распоряжение Украинскую республиканскую контору Госбанка СССР и образовало Акционерный коммерческий Агропромбанк «Украина», с многомиллиардными фондами, с разветвленной сетью филиалов во всех областях, с безропотной и «проверенной» колхозной клиентурой.

Одна акция АКАПБ "Украина" в 1990 году стоила 100 000 советских рублей (приблизительно — 17 000 долларов США). Акционерами банка стали 5160 юридических лиц, — агропромышленные объединения, учреждения, колхозы, межколхозные предприятия, и т.п.

СССР разваливался, система трещала по швам, а банковская деятельность не имела законодательного регулирования, отчего приносила баснословные доходы. Воспользовавшись этим обстоятельством, «единомышленники- из верхушки АК АПБ «Украина» су мели на короткое время построить для себя «незалежный» капитализм в отдельно взятой республиканской банковской конторе.
|
Вспоминая этот катастрофический 1991 год, нужно вспомнить «шахтерскую» колбасу и мерзлую картошку ценою в ползарплаты за кило.

А вот АК АПБ «Украина» в 1992 год вошел с прибылью 1 млрд. 254 млн. советских рублей. Банк занимал третье место среди всех банков бывшего СССР по размеру оплаченного уставного капитала. Остатки вкладов на депозитных счетах за отчетный год увеличились до 2,5 млрд. руб., что равнялось размеру депозитных вкладов всех существующих на тот момент коммерческих банков Украины.

**Сельское хозяйство даже в разваливающемся СССР получало многомиллионные дотации, так что деньги широким потоком потекли в банк «Украина» и сквозь него. Ну а Виктор Андреевич Ющенко с ноября 1990г. занимал заместителя председателя - правления этого банка.

Историки утверждают, что ни один капиталист не заработал свой первый миллион честным путем, поэтому-то никто из них и не распространяется на этот счет. Как оказалось, «патриоты» из АПБ «Украина» (в их числе и В.Ющенко) свой первый миллион заработали вместе со своим первым миллиардом, перещеголяв всех Рокфеллеров и Морганов вместе взятых.

** Свидетельствуют симпатизирующие Ющенко аналитики из ЦРД «Элит-Профи»: «В начале 90-х годов Вадим Гетъман начинает формировать своеобразную финансовую группировку — один из первых «кланов», которые должны были вступить в борьбу за контроль над определенными сферами экономики»

Если попросить их рассказать о том, как им это удалось, в ответ, скорее всего прозвучит: это была борьба за независимость Украины. Конечно, если точнее — за независимость АК АПБ «Украина» ото всей остальной "швали и бедноты», каковой они, в сущности, считают «маленьких украинцев».

В классической экономической теории существует такое понятие – капитал. Это совокупность средств, которая может быть использована при производстве материальных благ. Кроме капитала, для производства нужны еще труд и земля.

Финансовый капитал был в их руках, землю и дешевый труд должны были обеспечить колхозы, политическое прикрытие обеспечивали свои народные депутаты. Таким образом, люди на «верхушке» АПБ «Украина» одни из первых превратились в украинских олигархов. Они владели капиталом, эксплуатировали труд, землю, влияли на власть, обеспечивая принятие (непринятие) нужных (ненужных) им законов, они уже тогда вынашивали планы захватить всю власть целиком.

С легкой руки прикормленных журналистов, банк «Украина» принято считать кузницей передовых банкирских кадров (соперничать с этой «кузней» может только Центральный комитет Ленинского коммунистического союза молодежи Украины, сливший значительные средства комсомола (и не только) в организованные в срочном порядке коммерческие банки). В первую очередь называют имена В. Гетьмана, В. Ющенко, И. Митюкова, В. Кравца, О. Веселовского. Но, увы иных уж нет, а те далече. В. Гетьман убит, О. Веселовский погиб в странной автокатастрофе при весьма загадочных обстоятельствах, И. Митюков, после долгой службы на высоких постах в НБУ, Кабмине и Минфине удален в почетную ссылку в качестве посла в Великобританию, а В. Кравец умудрился попасть в тюрьму по обвинению в злоупотреблениях в банке «Украина».

Однако же, пообщаться со следователем пришлось и самому В. Ющенко, но — обо всем по порядку.

В 1991 году принимались Декларации о суверенитетах, на площади Независимости голодали студенты, слушалось дело Степана Хмары, возник и провалился ГКЧП, за которым по следовали Беловежская пуща и, наконец, — полная независимость Украины.

А в конце года, на что нужно особенно обратить внимание, рубль катастрофически подешевел.

Чем занимался Виктор Ющенко в 1991 году, когда занимал пост заместителя председателя правления АПБ «Украина»?

Зимой 1991 года В. Ющенко отправился в фешенебельный пансионат для избранных «Аю-Даг», расположенный в одном из живописнейших уголков южного берега Крыма,
самой головы знаменитой Медведь-Горы. Ющенко проводил там какой-то важный семинар.

** Но непредсказуема судьба банкира в Украине, — а то время как глава Нацбанка В. Ющенко, получает лавры победителя, идет на повышение и празднует полный триумф, его заместители, единомышленники В. Бондарь и В. Кравец попадают за решетку.

Уже тогда ассоциация «Импекс 55 Крым» арендовала в этом пансионате 5 номеров-люкс на 16 мест (за которые в общей сложности было заплачено 1 млн. 824 тыс. рублей). И поселяла туда нужных ей людей. Виктор Ющенко, конечно же, был для «Импекса» очень нужным человеком.

Замечательно и то, что до него и после в тех «номера» побывали такие известные в Крыму (и не только) люди, как, например, начальник Крымской ГАИ Е. Жагорников (с домочадцами), самый главный «афганец» Крыма, председатель исполкома Русского Движения Крыма (РДК) В. Клычников и даже будущий президент будущей Крымской Автономии, на тот момент — "простой нардеп" Крыма Юрий Мешков.

Непростой была ассоциация «Импекс 55 Крым» и люди, ее создавшие. Главными действующими лицами ассоциации были некий В.В. Аверкин, гендиректор производственного объединения "ПАСС" и кооператива «Бюро 55». и Н.Г. Поотасова, начальник ОПЕРО (операционного отдела) Крымской республиканской дирекции АК АПБ «Украина». К ассоциации примыкало более тридцати всевозможных фирм и фирмочек, ядро структуры составляли «Импекс 55 Крым», «ПАСС» (она же — «луч») и «Бюро 55». «Кормилась» указанная группировка в «закромах» АК АПБ «Украина».

Так, с конца 1989 по февраль 1992 года из этого банка структурам ассоциации «Импекс 55 Крым» было выдано 804 млн. рублей. В том числе — случай из ряда вон выходящий
510 миллионов — беспроцентной ссуды — производственной ассоциации «ПАСС», остальное другим структурам всего под 1 -8% годовых. Почти ничего из выданных в кредит сумм обратно в банк не вернулось, да и не могло вернуться, потому что предназначалось совсем на иные цели.

** Неплохое применение нашли своим деньгам «патриоты» из АК АПБ «Украина». При этом, как выяснилось, банк «Украина» в лице своего ОПЕРО Крымской республиканской дирекции с самого начала был одним из учредителей ассоциации «Импекс 55 Крым».

Деньги конвертировались в твердую валюту и уходили в карманы участников группировки, а также расходовались на весьма сомнительные политические цели.

Дело в том, что ассоциация «Импекс 55 Крым» была одним из организаторов мощной антиукраинской компании которая едва не закончилась для жителей Украины полным расколом. Так, согласно "Протоколу о целевом использовании вступительного взноса», ассоциация «Импекс 55 Крым» передала в «Российский научный фонд» десятки миллионов рублей для «политического консультирования», «методического содействия» и «организации контактов с Верховным Советом и правительством России». Деньги фактически использовались Русским Движением Крыма, под крылом которого и пришел к власти Ю. Мешков.

На проделки «Импекса» обратил внимание начальник ревизионного отдела Национального банка Украины Н. Алехин, но вскоре после этого был уволен.

Это и неудивительно, учитывая реакцию В.Ющенко на сделки с кредитами. Вот его официальное мнение, как одного из высших руководителей АК АПБ «Украина»:
"Кредиты, выданные Протасовой Н.Г. сверх ограничений предельных размеров и без соответствующих разрешений в ы ш е с т о я щ и х структур, — выданы с нарушением внутренних ведомственных правил, но не противоречат действующему банковскому законодательству».

Итак, кредиты "выданы с нарушением", но "не противоречат действующему банковскому законодательству».

** Ющенко не соврал, утверждая, что кредиты выдавались «без соответствующих разрешений вышестоящих структур». Но это согласование, скорее всего, обеспечивал он сам. Единолично. А ассистировал ему, видимо, партнер по бизнесу и отдыху в Крыму, коллега — Игорь Митюков.

Следствием, которое проводила специальная следственная группа Генеральной прокуратуры Украины, было установлено, что, согласно Уставу АК АПБ «Украина», в местном отделении банка можно получить кредит размером только до 5млн рублей и под 25-30% годовых. Ассоциация «Импекс 55 Крым» и ее структуры получала суммы гораздо большие, на льготных условиях, которые не могли быть согласованы иначе, как на уровне главной киевской конторы.

Каким образом это произошло — немного дальше, а пока нужно вернуться в номенклатурный дом отдыха «Аю-Даг». «Условия», созданные в пансионате для проведения указанного выше семинара, В. Ющенко очень понравились. Так понравились, что летом, накануне отпуска, Виктор Андреевич позвонил Будиловичу (директору Крымской республиканской дирекции АК АПБ «Украина») с просьбой «организовать» в приглянувшемся пансионате отдых ему и еще «одному товарищу» (начальнику управления международных расчетов АК АПБ «Украина» Игорю Митюкову). Понятное дело, когда начальник просит организовать ему отдых, следует задать вопрос: а кто же заплатит за эту «организацию»? Но Виктор Андреевич, как истинный рыночник, указал на ассоциацию «Импекс», которая готова понести все сопутствующие расходы.

Впоследствии, на допросах в Генпрокуратуре Виктор Ющенко пытался "валить" все на руководителя крымского отделения банка «Украина» Будиловича: «и...при встрече Будилович заявил, что один номер полностью выкуплен, совместным предприятием банка [ассоциацией «Импекс», — авт.] и об оплате не может быть и речи...»

Впрочем, повод у Виктора Андреевича, оказывается, был, и не малый.

Отпуск закончился, а 9 октября 1991 года ассоциация «Импекс 55 Крым» получила кредит АК АПБ «Украина» для конвертации в иностранную валюту на закупку сельскохозяйственного оборудования (тема сельского хозяйства в это время проходит
красной нитью по жизни нашего героя, позже на короткое время ее сменит тема экологии, а затем уже — тема пан-украинства).

Согласно действующему в АК АПБ «Украина» порядку, заключение о возможности выдачи кредита должен давать созданный для этих целей Кредитный комитет банка. Причем — на специальном заседании, после рассмотрения всех документов, обосновывающих разумность выдачи кредита.

Письмо В.Аверкина от 10 октября 1991 г. с просьбой выдать кредит, по невыясненным до сих пор обстоятельствам, минуя Кредитный комитет, попало прямо в руки к В. Ющенко, успев побывать до этого в руках И. Миткжова. И кредит был выдан, вопреки тому, что в значительной части документы от ассоциации «Импекс 55 Крым» были просто поддельными, а часть необходимых контрактов вообще не была предоставлена. Мало того, в кредитном деле банка «Украина» оказался даже протокол заседания Кредитного комитета датированный все тем же 10 октября 1991 года (поразительная оперативность!). В нем черным по белому говорится о проведенном заседании и о положительном решении в отношении выдачи 100 млн. рублей кредита ассоциации «Импекс 55 «Крым», внизу, как положено, стоят подписи всех членов кредитного комитета.

Любопытно прочесть свидетельские показания А.М. Коваля — председателя Кредитного комитета АК АПБ «Украина», допрошенного Генпрокуратурой 10 ноября 1992 года:
«Я ознакомился с предъявленным мне на обозрение протоколом Кредитного комитета № 10 и с письмом от 10 октября 1991 г. Я могу пояснить следующее; я не участвовал в заседании и не принимал участия в обсуждении, выдавать ли разрешение на выдачу кредита 100 млн.»

Аналогичные пояснения дали и другие (кроме И. Митюкова) члены кредитного комитета. Упомянутое письмо, кстати, было адресовано И. Митюкову, но положительную резолюцию на него наложил все тот же В. Ющенко, что завершает картину «технологии» проведения незаконного кредитования.

Кредит «Импекс» не вернул, как, впрочем, и все остальные, поэтому нанесенный ущерб определялся в «особо крупных размерах». Еще одним отягощающим вину участников операции обстоятельством было то, что действовали они, вне всякого сомнения, организованной группой.

Характерно, что подобные же обвинения выдвинуты сейчас Павлу Лазаренко. Причем, кроме этого в действиях В. Ющенко усматривались и признаки таких преступлений, как подделка документов и использование подложных документов…»


Продолжение следует…
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ