В ДЕТАЛЯХ

2008.08.22

Юрий Щербак: хватит прикрываться словами о «братской дружбе»

Россия рассматривала СНГ как урезанный конфедерационный вариант СССР. Ею в первую очередь было провозглашено, что в СНГ существуют только внешние границы – бывшая государственная граница СССР с иностранными государствами, а внутри Содружества границ не существует, и они не имеют никакого значения

Ко Дню Независимости Украины RUpor предлагает своим читателям интервью с известным дипломатом, Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в США, Израиле,  Мексике и Канаде Юрием Щербаком. Он был одним из тех, кто не только принимал в парламенте Акт провозглашения Независимости Украины, но и отстаивал территориальную целостность и суверенитет возрожденного государства на международной арене, а, значит, как никто другой может говорить как о восприятии Украины в Европе и мире в начале 90-ых гг. ХХ ст., так  и о современных внешнеполитических вызовах.
 
Юрий Николаевич, сегодня украино-российские отношения переживают далеко не самые лучшие времена, что напрямую связано с территориальными претензиями к Украине. А как обстояли дела в 1990-1991 гг.? Насколько болезненной для России  была потеря таких огромных территорий в самом центре Европы?  
 
В то время Россия очень активно вела международные подковерные интриги. И, как ни странно, у меня складывается впечатление, что сейчас мы возвращаемся к первым дням нашей независимости, причем с еще более ужасающими обстоятельствами. Тогда же Россия в лице помощника Ельцина, а потом и сам Ельцин, высказала сомнения по поводу стабильности межгосударственных, а перед этим республиканских, границ, которые для Советского Союза практически ничего не означали. Начались высказываться претензии на Крым, на Севастополь.
 
Когда именно это было?
 
В 1991 году, буквально сразу же после провозглашения независимости Украины. Тогда это было очень серьезно воспринято украинским руководством и общественностью. Кроме того, во время переговоров в Беловежской Пуще влиятельный советник Ельцина Сергей Шахрай, несмотря на свое украинское происхождение, играл роль российского неоимпериалиста и закладывал в наши дальнейшие отношения следующий принцип: границы России с бывшими республиками-соседями будут действительными только в том случае, если эти новые государства будут правильно вести себя по отношению к своему сюзерену в Кремле. В случае же если за ними будут замечены какие-либо самостоятельные движения, а в первую очередь имелась в виду Украина, эти границы не будут признаны. Он действовал очень быстро, переговорный процесс длился всего лишь полтора суток, и Шахрай надеялся провернуть все на скорую руку. Он рассчитывал на то, что украинцы не очень опытные юристы и не поймут этого принципа. Была даже целая программа Би-би-си, где он с гордостью хвастался тем, как ему запросто удалось обвести нас вокруг пальца.
 
Его концепция была как-то документирована?
 
Он с самого начала показывал нам свой проект соглашения о создании СНГ, и там содержалось в т.ч. и это условие. Поэтому после обнародования Беловежских принципов, Верховная Рада немедленно провозгласила принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ Украины. Сам Шахрай в результате  вынужден был признать, что его идея не сработала. Мы пошли до конца и во время фактического образования СНГ, а позже в поправках к алма-атинскому соглашению, добились отмены принципа релятивности государственных границ в зависимости от внешней политики суверенных государств.
 
Одним словом, Россия постоянно вела игру с границами. Она то утихала, то обострялась вновь. Да и подписание двустороннего соглашения о делимитации нашей границы с Россией было очень и очень тяжелым. Годами споры шли буквально за каждый сантиметр границы. Невыясненным остался только участок Керченского пролива.
 
На сегодняшний день проблема границы снята?
 
Нет. Она возникла опять. Не исключено, что Россия готовится предать огласке некие новые обстоятельства, о которых нам пока что ничего не известно. Могут появиться новые претензии по поводу территориального статуса Украины.
 
Стремилась ли тогда Россия убедить своих западных партнеров в сомнительном характере Украины, как единого государства?
 
Конечно же. Россия рассматривала СНГ как урезанный конфедерационный вариант СССР. Ею в первую очередь было провозглашено, что в СНГ существуют только внешние границы – бывшая государственная граница СССР с иностранными государствами, а внутри Содружества границ не существует, они не имеют никакого значения. Украина в лице президента Кравчука категорически выступила против данного принципа и, фактически, благодаря нашей стране тогда были определены границы Российской Федерации со всеми государствами-членами СНГ. Они должны быть нам за это благодарны.
 
Насколько совершенна нынешняя договорная база с Россией?
 
Судите сами. Если одна сторона обвиняет другую в таких ужасных вещах, только вдуматься, в геноциде и этнических чистках, то это ставит под вопрос сам международный договор. Выходит, что противоположная сторона считает, что существуют вопиющие нарушения со стороны Украины и, таким образом, сомневается в целесообразности самого договора как такового, хотя он назван Большим договором из-за широты регулируемых отношений. Происходят серьезные вещи. В сущности Россия своими заявлениями показывает, что этот или любой другой документ для нее теперь не имеет никакого значения.
 
Пересмотреть нужно и Договор о пребывании на территории Украины Черноморского Флота. Он требует дополнений и уточнений. Никто не поднимает вопрос о том, что он может быть недействительным до 2017 года. Мы говорим о том, что этот договор неполный, экономически и политически для Украины несправедливый. Его нужно дополнить. Хотя бы положением об участии кораблей Черноморского Флота в военных операциях на территории других государств.
 
Трагедия в Грузии возникла из-за очередного витка напряжения с Южной Осетией и Абхазией. Откажется ли в дальнейшем Россия от практики создания и всесторонней поддержки искусственных пророссийских анклавов?
 
Нет, ни в коем случае не откажется. Она провозгласила своим святым принципом защиту интересов российского населения по всему миру. Говорить о русскоязычных в целом Кремль пока не может. Я думаю, до такого не дойдет, ведь это то же самое как если бы Великобритания объявила об активном покровительстве всех жителей планеты, говорящих на английском языке. Этот принцип, конечно же, перевернул бы всю систему международного права. Вместо этого Россия в массовом порядке предоставляет свое гражданство жителям приграничных и спорных территорий в разных частях Европы. Например, по неофициальным данным, в Крыму уже около 180 000 человек имеет российские паспорта, что создает очень серьезную базу для разного рода диверсий и провокаций против Украины.
 
Эти лица действительно пользуются правами граждан Российской Федерации?
 
Они утверждают, что им это помогает при трудоустройстве на сезонные работы. В определенной степени я могу понять этих людей, но сама тенденция и ее масштабы являются недопустимыми. Поскольку это уже начало использоваться в политических целях. Когда это явление существовало на бытовом уровне, особых проблем не вызывало, сейчас же появилась серьезная угроза для территориальной целостности Украины.
 
Для чего Кремль сохраняет Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР)? Может ли там вспыхнуть новый вооруженный конфликт по аналогии с событиями в Закавказье?
 
Я не исключаю очередного кровопролития в Приднестровье. Все будет зависеть от того, какова будет международная реакция на ситуацию в Грузии. Сейчас россияне действительно начали выводить войска, несмотря на то что перед этим они дней пять провели в нерешительности. Это говорит нам о том, что Москва наблюдала за внешней реакцией на свои действия в Грузии. А она была очень острой. Кремль поддержала только Куба, больше никто в мире не поддержал. Никто не поддержал и доктрину расчленения государственной территории Грузии на самопровозглашенные республики. Поэтому свою дальнейшую тактику Россия будет выстраивать в зависимости от того, как им разрешит Запад. Запад сейчас очень остро ставит вопрос и о прекращении сотрудничества в рамках НАТО и о санкциях со стороны Совета Европы. Представьте себе: страна, которая подписала соглашение с Советом Европы, не пустила его делегацию на территории другого суверенного государства – Грузии, в чужой город – в Гори. Российские блокпосты их не пропустили. Аналогично они относятся и к миссиям ОБСЕ. Все международные договоренности «полетели». Если они сейчас увидят, что против них действует слаженный фронт европейских государств, США и других стран мира, они не будут позволять себе и дальше вести подобную политику.
 
Отсюда и судьба Приднестровья. Или волна насилия вспыхнет там прямо сейчас, или такой вариант развития событий и дальше будет законсервирован. Но в таком случае силовой сценарий будет противоречить их договоренностям с руководством Молдовы, президент которой пообещал нейтралитет и отказ от НАТО взамен за решение конфликта с ПМР.
 
Не появятся ли агрессивные планы у руководства ПМР, после того как Россия признает государственную независимость Абхазии и Южной Осетии?
 
Россия вряд ли признает их окончательно. Это, скорее всего, будет частичное признание, например, в виде пакта про оборону и взаимную защиту от нападения. Можно придумать тысячу форм непрямого признания этих территорий. Для того чтобы делать окончательные выводы по Приднестровью, нужно дождаться следующего шага Москвы. В частности, она стремится «добавить» к Южной Осетии часть грузинской территории – т.наз. «буферную зону». Если международное сообщество закроет на это глаза, тогда в Приднестровье Россия окажется с развязанными руками. Украине тоже нужно сказать свое слово. Хватит прикрываться словами о «братской дружбе», иначе следующую войну Россия развяжет прямо возле нашей границы.
 
Беседовал Дмытро Добрый
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ