Черниговские наркоманы перешли на новый наркотик. Если раньше наиболее употребляемым среди химически зависимых был ацетилированный опий, то теперь этот наркотик для Чернигова – большая редкость. Ацетилированный опий (или как его в народе называют «ширка») готовят из маковой соломы. А за последние несколько лет напряженной работы Черниговским правоохранителям таки удалось перекрыть фактически все возможные каналы поставок этого наркосырья. И теперь маковую соломку в Чернигове достать очень трудно. Да и цены поднялись, жалуются наркоманы.
В связи с этим все более популярным среди наркозависимых становится первентин (или, как его называют сами потребители, «винт»). Большая часть наркоманов перешли именно на этот наркотик. Причина простая – он стоит дешевле, чем другие, и при желании его можно без проблем приготовить в квартире на кухне. Сырье для изготовления первентина можно купить в любой аптеке. Наркоманы покупают таблетки и сиропы, содержащие псевдоэфедрин – именно он является главной составляющей наркотика. В основном псевдоэфедрин содержат препараты для лечения легочных болезней и астмы. Часть нужных для приготовления первентина лекарств продается по рецепту. Но для наркоманов и это не проблема. Рецепты они «приобретают» у неотягощенных моральными принципами врачей.
Рецепты на такие виды медпрепаратов провизоры в аптеках обычно у себя не оставляют, а отдают назад покупателю. То есть наркоманы могут их использовать бесконечно. Хотя, как показывает практика, в аптеках не особо-то и требуют рецепты у химически зависимых, хотя медработники прекрасно понимают, кто и зачем приобретает у них товар. Более того, по рассказам самих наркоманов, в аптеках их заставляют вместе с «нужными» препаратами покупать продукцию, которая плохо расходится.
«Вместе с нужным сырьем, - объясняет наркоман со стажем Юрий, - в нагрузку заставляют покупать всякую мелочевку – шампуни, детские присыпки и т.д. Или же берут дороже, чем стоит препарат. Он, например, стоит 14 гривен, а они запрашивают 20-25. То есть то, что продавщица решит в нагрузку дать, то приходится и покупать, потому что там так: не хочешь – не покупай».
Юрий рассказывает, что если есть возможность, просит покупать нужные препараты в аптеках подростков или пенсионеров. Детей и стариков в употреблении наркотиков никто не заподозрит, и их не заставляют ничего покупать «в нагрузку». Таким образом, иногда удается сэкономить.
Переход наркоманов на первентин – это удар ниже пояса для милиции. Правоохранители фактически теряют контроль над распространением наркотиков в городе. Дело в том, что первентин готовится из абсолютно легальных медицинских препаратов. Если за сбыт маковой соломы существует криминальная ответственность, то покупать лекарства в аптеке Закон не запрещает. Любой наркоман абсолютно свободно может приобрести сырье для приготовления наркотического зелья. А уж что он делает у себя на кухне – вообще никого не касается. То есть милиция фактически не имеет возможности бороться с новым видом наркомании.
Единственное, за что могут уцепиться сотрудники правоохранительных органов, – это продажа препаратов в аптеке без рецепта. Но этого слишком мало, чтобы реально контролировать и бороться с наркобизнесом.
«Даже если засечь, что препарат псевдоэфедриновой группы продали наркоману без рецепта, то максимум, что грозит провизору,– выговор. То есть милиция фактически борется с ветряными мельницами», - рассказывает начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Черниговской области Игорь Евдокимов.
То же самое получается и с врачами, которые выписывают липовые рецепты – их пожурят, вынесут выговор, и на этом инцидент считается исчерпанным.
Кроме того, что первентин – это дешевый наркотик для химически зависимых, он еще и очень хороший заработок для наркотоговцев. Продажа ацетилированного опия тоже дает неплохую прибыль, но доход от продажи первентина намного выше. Дело в том, объясняют специалисты, что на приготовление так называемой «ширки» идет дорогое сырье.
«Например, только стакан маковой соломы стоит около 150 гривен, - рассказывает наркоманка Оксана. – А плюс надо растворитель, ангидрид уксусной кислоты. В общем, шкурка вычинки не стоит».
Сырье же для первентина стоит намного дешевле.
«Если, к примеру, закупить сырья на 30 гривен, - объясняет наркозависимый Юрий, - то полученный потом наркотик можно продать за 200 гривен. То есть при минимальных затратах, довольно большой заработок».
Кроме того, что первентин дешевле, с него легче «спрыгнуть», уверяют наркоманы. Они говорят, что первентин и ацетилированный опий – это два абсолютно разных наркотика.
«Если после ширки человек находится в более сонном состоянии, - объясняет Оксана, - то под винтом (первентином) человек энергичнее, становится бодрый, активный».
То, что первентин «бодрит», подтверждает и главный нарколог Черниговской области Петр Седень. Он объясняет, что это наркотическое вещество относится к разряду стимуляторов и является довольно опасным.
«
Последствия от приема первинтина на центральную нервную систему гораздо тяжелее, чем при приеме наркотиков других видов, приготовленных кустарным путем, - рассказывает нарколог. Развивается такое заболевание, как энцефалопатия. Буквально полгода или год, и человек может стать инвалидом второй или даже первой группы».
Кроме того, прием психостимуляторов, таких, как первентин, серьезно влияет на потенцию, говорит нарколог.
«Многие психостимуляторы употребляются молодежью на вечеринках для повышения сексуальной активности. Но это явление кратковременное. Сначала – это эйфория и повышенная потенция, а потом депрессия и импотенция».
Петр Седень отмечает, что за последнее время в Чернигове несколько уменьшилось количество химически зависимых людей, которые принимают наркотики инъекционным путем. Но это не значит, что самих наркоманов стало меньше, уверяет доктор. Причина все та же – наркоманы переходят на другие виды наркотических веществ. К примеру, на психостимуляторы, которые в основном продаются в виде таблеток.
Все это ведет к тому, что не только сотрудники правоохранительных органов теряют контроль над распространением наркотиков в городе, а и наркологам теперь сложнее вести учет своих пациентов. Если раньше достаточно было посмотреть на руки человека, чтобы понять принимает он наркотики или нет, то теперь надо проводит целый анализ. А на это, опять же, надо иметь законные основания. На сегодня в Законе не прописано, что милиция или врачи имеют право в принудительном порядке проверить человека на наркозависимость.
В результате получается, что наркоманы свободно покупают и употребляют свое «зелье», а у людей, призванных с этим пагубным явлением бороться, связаны руки.