На Печерских холмах усиленно расползается слух о контактах главы президентского Секретариата Виктора Балоги с главой правительства Юлией Тимошенко. Поговаривают, что на днях заклятые оппоненты даже встретились с глазу на глаз. По заявлениям некоторых политологов, рандеву якобы состоялось в аккурат между Страстной пятницей и Воскресением Христовым. Подтвердить или опровергнуть факт переговоров между Балогой и Тимошенко опрошенные нами источники на Банковой и Грушевского не смогли, предпочтя не комментировать вовсе подобные умозаключения аналитиков. Столь густая дымовая завеса (обычно интервьюеры RUpor`a более «откровенны»), а также алгоритм телодвижений представителей исполнительной власти, зафиксированный в Пасхальные дни, косвенно подтверждают факт контакта на высшем уровне между руководством СП и Кабмина.
После страстей, зафиксированных в Страстную пятницу (обмен между президентом и премьером «желтыми» и «красными» карточками, а также события вокруг Фонда Госимущества), показалось, что «точка невозврата» к более-менее нормальному диалогу ветвями исполнительной власти пройдена. Однако уже через день Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, как ни в чем не бывало, совместно приняли участие в Пасхальном Богослужении. Майские каникулы и вовсе не принесли никаких сюрпризов, практически сведя «на нет» воинственную риторику между президентом и главой правительства.
После нескольких месяцев «канонады», которая эхом разносилась по стране с Печерских холмов, информационный штиль начала мая, разумеется, не может не резать слух. Можно предположить, что конфликтующие стороны «на майские» попросту взяли тайм-аут для передышки или перегруппировки сил, и в скором времени возьмутся «за старое».
В то же время не исключено, что в СП и Кабмине осознали, что дальнейшая эскалация напряженности приведет к значительной потере электоральных бонусов как командой Ющенко, так и командой Тимошенко. К тому же все более очевидным является факт того, что в этой войне победителя не будет, а достижение преимущества одной из сторон станет ни чем иным, как «Пирровой победой». В этой связи интересны данные последних социологических исследований, которые зафиксировали очередную смену лидера президентской гонки. Просчеты правительства Тимошенко в экономической политике и постоянные «выяснения отношений» с Банковой привели к тому, что лидера БЮТ на 2-3% «обошел» главный представитель оппозиции Виктор Янукович.
Несомненно, с момента создания демократической коалиции контакты пропремьерских и пропрезидентских сил никогда не ограничивались лишь публичными выпадами и открытой для широкой публики «перепиской». Наличие более конструктивного диалога время от времени подтверждалось представителями обеих, расположенных на центральных улицах столицы, ведомств. «Семафорили» об этом и нардепы из фракций, входящих в коалицию. А отсутствие компромиссов по ключевым вопросам аналитики объясняли лишь низким уровнем состава участников данного переговорного процесса. Состоялась ли встреча Тимошенко с Балогой, и удалось ли им (если рандеву действительно имело место) о чем-нибудь договориться, вероятно, станет ясно с возобновлением работы парламента на следующей неделе.
Впрочем, предмет последних торгов между улицами Банковой и Грушевского лежит на поверхности. Намедни представитель пропрезидентского лагеря Ксения Ляпина заявила, что в обмен на принятие изменений в закон о Кабмине фракция «оранжевого» мегаблока может проголосовать за смену фамилии на дверях кабинета главы Фонда Госимущества. Поясним: в данный момент Юлия Тимошенко, имея на руках практически полностью заблокированный процесс приватизации, находится в жесточайшем цейтноте, печальный итог которого (приостановка выплат вкладчикам Сбербанка) уже просматривается на горизонте.
Есть и другие «точки соприкосновения» между «сердечными» и «оранжевыми». Одна из основных – это Конституционный процесс, точнее, вопросы, связанные с планирующимися изменениями в Основной Закон. Напомним, что все главные политические игроки пообещали после «каникул» вынести на суд общественности свои варианты изменений в Конституцию. Не стали спешить с представлением своих наработок и пропрезидентские силы, отменив в последний момент заседание Национального Конституционного Совета. Боязнь Секретариата президента совершить «фальстарт» объясняется возможным созданием временной специальной комиссии (ВСК) Верховной Рады по внесению изменений в Конституцию (желание создать ВСК неоднократно озвучивали представители БЮТ, ПР и КПУ). К тому же существует и решение Конституционного Суда (КС) о том, что внесение изменений в Основной Закон должно проводиться через парламент. По сути решение КС поставило крест на планах Банковой «протащить» свои изменения в Конституцию через всеукраинский референдум, ведь согласно вердикту судей прямое народное волеизъявление теперь возможно только после «согласия» на это 300 народных избранников. Поясним: принятие Конституционным большинством новой нормы относительно референдума тождественно голосованию в парламенте за президентский вариант Конституционных изменений, что в сложившейся на данный момент ситуации невозможно априори.
Впрочем, не лучшие перспективы и у «бютовского» варианта изменений в Конституцию.
В случае возникновения ситуативного большинства и голосования с оппозицией за создание ВСК, не минуем развал демократической коалиции, о чем неоднократно предупреждал коллег из БЮТ «нунсовец» Вячеслав Кириленко. Вторит ему и другой представитель мегаблока Роман Зварыч, который на днях заявил, что отсутствие влияния Банковой на большинство нардепов во фракции НУ-НС – не более, чем иллюзия. А при необходимости Виктор Ющенко сможет убедить своих парламентских сторонников проголосовать за выход фракции из состава коалиции (напомним, что согласно Регламенту ВР выход фракции из коалиции возможен только при условии, что данное решение поддержит 50% плюс один голос нардепов фракции).
Бытует мнение, что Юлия Владимировна «лезет из кожи вон» для того, чтобы вернуться в привычное для себя состояние оппозиционерки. В принципе такие утверждения имели бы право на жизнь, если бы не некоторые «но». Развал большинства вовсе не означает досрочные парламентские выборы. Не исключено, что это приведет лишь к переформатированию коалиции, основой которой станут «оранжевые» и «бело-голубые». В этом случае Тимошенко попросту распрощается с мечтами контролировать до выборов админресурс в качестве и.о. главы Кабмина. К тому же приватизационные чаяния лидера БЮТ вовсе не ограничиваются озабоченностью Тимошенко относительно дальнейших выплат обесцененных вкладов. «Злые языки» утверждают, что условия некоторых приватизационных конкурсов (в частности приватизация Одесского припортового завода) заведомо выписаны правительством под конкретных покупателей, которые вряд ли пойдут на новые выборы не получив компенсацию за спонсирование БЮТ на предыдущих. А посему главе правительства на данном этапе необходимо находить компромиссы с президентской канцелярией. Что, по-видимому, она и пытается делать. Вопрос только в том, насколько далеко сможет пойти Тимошенко в своих уступках.