В ДЕТАЛЯХ

2008.04.14

Польша начала скрытую саморекламу

«Внешняя политика Польши состоит в том, чтобы как можно дальше дистанцироваться от России. Польша хочет чувствовать себя защищенной, а это возможно тогда, когда на Востоке все больше людей имеют те же ценности, что и поляки. Это восприятие нужно создавать, конструировать»

В то время как адепты Великой России зазывают своих соотечественников на освоение Забайкалья, в Украине с небывалым размахом развернулась широкая PR`кампания льготного трудоустройства, обучения и лечения в Польше с помощью документа с незатейливым названием «карта поляка». В глубинке выстраиваются целые очереди за анкетами на получение диковинки, а в крупных городах проводятся церковные службы и едва ли не народные вече на тему доступного сближения с исторической родиной. 

Закон Республики о карте поляка направлен на реализацию п. 6 ст. 2 Конституции, гарантирующей государственную помощь полякам, проживающим за границей и сохранению их связей с культурным отечеством. В соответствии с этой нормой место проживания поляка не должно влиять на его правовое и материальное положение.

Сказано хорошо, но реальных подтверждений тому не было до тех пор, пока 22 сентября 2007 года Лех Качиньский не подписал соответствующий закон. Сами поляки называют карту «эпохальным документом» и рады тому, что польские власти наконец-то решились на этот шаг.

По данным всеукраинской переписи населения в 2001 году в Украине проживало 144 100 поляков. Действует 5 школ с полным циклом обучения на польском языке: 2 – во Львове, 2 – во Львовской области, 1 – в Хмельницкой области.

По словам руководителя Всеукраинской организации «Союз поляков Украины» (ZUP) Станислава Костецкого, который присутствовал во время подписания Качиньским судьбоносного закона, информация о карте поляка вызвала большой интерес среди украинских поляков. «Все ищут документы, чтобы найти подтверждение и подать заявление», - заявил он RUpor`у.

Консульства Республики Польша в Киеве, Луцке и во Львове требуют от каждого желающего получить карту «документы, подтверждающие польское происхождение». А именно: документы довоенной Польши или СССР с соответствующей записью в графе «национальность»: свидетельство о рождении, военный билет, домовая книга подающего заявление или его родителей.

Однако с получением заветной карты не все так просто. Формула древнеримских полководцев «пришел-увидел-победил» здесь не работает. Ведь после Второй мировой войны множество детей-сирот из семей этнических поляков вместе с совершеннолетием получили 5-ю графу советского паспорта «украинец» или «россиянин» (в зависимости от региона), а многие имена и фамилии одинаково распространены как в Польше, так и в Украине.

Нередки были случаи и добровольного отказа от «буржуазной» польской крови во избежание проблем в будущей жизни. Как известно, в 1936 году все польские семьи Правобережной Украины решением Совнаркома были депортированы в степи Казахстана. Сталин таким образом расчищал ожидаемый театр боевых действий от «неблагонадежных элементов». Вслед за поляками потянулись эшелоны товарных вагонов с немцами, а в 1939 году и украинцами.

На помощь приходит Церковь

В таких случаях родительские свидетельства о рождении можно возобновить через местный орган РАГС или архивную справку о национальности покойных. Если же и это не представляется возможным заявителю, и архивы бессильны, на помощь приходит неизменный оплот польской идентичности – Римско-католическая церковь. «Если кто-либо может найти свидетелей из той местности, из которой он происходит, и они являются практикующими католиками, то их свидетельства о том, что они признают такого человека в качестве лица польского происхождения, будут достаточными для священника, чтобы он выдал справку о том, что в его присутствии его прихожане такого-то прихода заявили о том, что помнят Ф.И.О как лицо польского происхождения. Такая справка, возможно, не имеет большой юридической силы, но это будет одним из аргументов в пользу того, чтобы выдать такому человеку карту поляка», - считает Костецкий.

Специалист по современным украино-польским отношениям, доцент кафедры новейшей истории Украины Львовского национального университета им. Ивана Франко Марьян Мудрый убежден, что выдвигаемые польской стороной требования не унижают граждан Украины, а, напротив, являются гарантированной защитой от обвинений в полонизации украинцев. «Поляки не настаивают на советских документах. Если им принести польский архивный документ, а после него советский – с определенными изменениями – то я считаю, что так будет даже лучше», - сообщил он RUpor`у.

Польский материк

Не на руку организаторам акции и своеобразный географический подход к размещению консульств Республики Польша в Украине. Как ни странно, большинство из них не расположено там, где чаще всего, по мнению демографов и социологов, можно встретить места компактного проживания поляков – в Хмельницкой и Житомирской областях.

Дипломаты попадают туда изредка, что, впрочем, не мешает местным общинам заваливать их целым ворохом проблем. «Консул сейчас приезжает в Житомир еженедельно, по понедельникам. К нему выстраиваются огромные очереди. Только в прошлый раз было 200 человек. Он не успел всех принять», - заявила RUpor`у Лариса Верминская, руководитель городской организации ZUP в Бердичеве (Житомирская обл.), 100– тысячном городе, где почти 20% населения считают себя поляками.

По ее словам, карте поляка в первую очередь обрадовались бизнесмены, поскольку она снимает большинство препятствий для ведения предпринимательской деятельности одновременно в двух странах. Теперь настал черед оповещения остальных категорий членов общины. «Мы будем задействовать все приходы для того, чтобы собрать в нашей городской резиденции как можно большее количество желающих принять участие в программе», - сообщила Верминская.

Партизанский маркетинг

Мудрый не считает, что карта поляка и вправду способна выполнить серьезные функциональные задачи – компенсацию польской трудовой эмиграции, активизацию капиталовложений в Украину или, по большому счету, начало репатриации в Речь Посполитую. Он предлагает рассматривать карту поляка исключительно как пропагандистский шаг Варшавы.

«Я не думаю, что у Польши есть четкий план по поводу карты поляка, не думаю, что поляки сами знают, что из этого может выйти, - заявил историк. – Они это делают для того, чтобы держать Украину в поле своего культурного и даже политического влияния».

Что же касается возражений польских общественных активистов о том, что это нужно было делать раньше, то здесь ученый полностью на стороне Варшавы. «Представим себе, если бы Польша последовала примеру Израиля или Чехии и ввела карту в начале 90-ых. Те же самые украинцы восприняли бы это очень неадекватно. Как бы это выглядело? Вы себе можете это представить? Теперь же украинское большинство населения в целом приняло западные ценности и спокойно относится к таким мерам», - рассуждает Мудрый.

«Внешняя политика Польши состоит в том, чтобы как можно дальше дистанцироваться от России. Польша хочет чувствовать себя защищенной, а это возможно тогда, когда на Востоке все больше людей имеют те же ценности, что и поляки. Это восприятие нужно создавать, конструировать. Любой человек, поляк или украинец, при встрече с польской действительностью не испытывает антипатий. Поэтому я считаю, что акция с картой поляка ни что иное, как промоушн», - заявил историк.

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ