В ДЕТАЛЯХ

2008.02.28

Конфликт депозатариев: нечестная игра помогла МФС

Конфликт между двумя депозитариями – Межрегиональным фондовым союзом (МФС) и Национальным депозитарием Украины (НДУ) – за право возглавить Национальную депозитарную систему может получить неожиданное завершение. Если ситуация не будет в корне пересмотрена, нечестная игра может позволить частному МФС подвинуть государственный депозитарий из финансового сектора украинской экономики

Похоже, руководство Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) решило полностью завладеть контролем за операциями на фондовом рынке, создав Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦП). Функционально эта структура – клон Национального депозитария Украины, однако заинтересованность в ней со стороны целого ряда влиятельных должностных лиц и работников Национального банка наделяет ее значительно больше возможностями. Если эта структура заработает, то НДУ, несмотря на законодательное обеспечение своей деятельности, придется пойти из рынка, считают эксперты. 

О создании нового депозитария 14 февраля договорились Национальный банк Украины, Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ), «Первая фондовая торговая система» (ПФТС) и еще 19 коммерческих банков. Уставный фонд создаваемого Всеукраинского депозитария ценных бумаг установлен на уровне 80 млн. грн. (для сравнения, в МФС - 4,365 млн. грн., в НДУ - 30 млн. грн.). Доля НБУ составит 25%, каждого банка и УМВБ – меньше 3,75%, ПФТС – 1%. В общем, свыше 60% уставного фонда ВДЦП будет принадлежать акционерам действующего депозитария МФС, основанного участниками фондового рынка в 1998 году. Таким образом, следует ожидать, что в будущем МФС сможет объединится с ВДЦП.

Инициаторы создания ВДЦП заявляют, что все их действия поддерживаются высшим руководством страны. В частности, председатель ДКЦПФР Анатолий Балюк, который больше всех старается для Всеукраинского депозитария, неоднократно говорил о том, что идея его создания непосредственно принадлежит Виктору Ющенко. Однако, на самом ли деле это так? Вполне вероятно, что президент не поддержит дежурную попытку уничтожения Национального депозитария, хотя бы потому, что в свое время Виктор Ющенко был одним из инициаторов его создания.

К тому же, перспектива создания альтернативного центрального депозитария, деятельность которого не сможет контролировать государство, также вряд ли будет одобрена на Банковой. Ведь в ноябре прошлого года президент приостановил действие распоряжения Кабмина «О проведении дополнительной эмиссии акций Национального депозитария без участия в ней государства» (№640 от 08.09.2007 г.). За результатами этой эмиссии государственная частица в уставном фонде НДУ могла снизиться с 86% до 25% (именно такая частица в ВДЦП отведена Нацбанку), что могло привести к ослаблению, а в некоторых случаях и к невозможности государства влиять на деятельность депозитария.

Раньше депозитарий «Межрегиональный фондовый союз», который принадлежит участникам фондового рынка, намеревался объединиться с Национальным депозитарием. Для этого предусматривалось создание нового юридического лица и присоединение к ней двух существующих депозитариев на правах дочерних компаний. Однако из-за отсутствия понимания в вопросе, кто же будет главнее, это слияние не состоялось.

Странно, почему Госкомиссия по ценным бумагам, которая раньше активно поддерживала объединение депозитариев в одно целое, так быстро сдалась  – неужели убедить участников фондового рынка, чтобы те дали деньги на новый депозитарий, значительно проще, чем договориться с ними об объединении уже существующих?! Да и нужно ли было объединять МФС и НДУ для того, чтобы, наконец, создать в Украине центральный депозитарий ценных бумаг. Судя по тому, как, собственно, и ГКЦБФР и Нацбанк планируют реализовать свой план из создания центрального депозитария на базе нового ВДЦП, то оказывается, что, в действительности, ничего не нужно было объединять, сливать или поглощать.

Достаточно было сделать несколько простых вещей. 

Во-первых, ГКЦБФР должна была бы нормативно закрепить за Национальным депозитарием право на ведение первичного учета ценных бумаг.

Во-вторых, НБУ должен был бы передать Нацдепозитарию право обслуживать государственные ценные бумаги.

В-третьих, необходимо перевести учет корпоративных бумаг от депозитария МФС к НДУ, оставив за МФС обслуживание только тех ценных бумаг, которые вращаются на организованном рынке.

И последнее, контрольные копии реестров владельцев ценных бумаг, которые ведут сотни регистраторов в Украине, нужно передать на ответственное хранение опять таки к НДУ. Собственно, все это и планируют реализовать инициаторы создания ВДЦП. Однако вместо государственного депозитария данные о владельцах почти всех ценных бумаг перейдут к фактически частной структуре, которая вряд ли сможет гарантировать конфиденциальность такой информации.

В соответствии с законом «О Национальной депозитарной системе», именно государственный НДУ является центральным институтом в системе депозитарного учета ценных бумаг, на который положено обеспечения ее формирования и развития. Однако, несмотря на это, к участию в формировании Всеукраинского депозитария ценных бумаг НДУ не был приобщен. Вместо этого был привлечен депозитарий МФС.

Честно говоря, действия руководства ДКЦПФР и Нацбанка в последнее время вызывают ощущение дежавю. Еще в 1998 году оба регулятора принимали активное участие в создании Национального депозитария, а через десять лет они создают еще один, в этот раз Всеукраинский депозитарий, который, так же как и предыдущий, планируется в качестве центрального.

Совсем другое дело, если бы новый депозитарий создавали для того, чтобы, например, проводить расчеты по соглашениям с ценными бумагами, заключенными на бирже. Новые владельцы УМВБ неоднократно озвучивали намерения активно заниматься развитием биржевых технологий и услуг.

Правда, история развития украинского фондового рынка свидетельствует, что намерения очень часто остаются лишь намерениями. Например, «Межрегиональный фондовый союз» в свое время создавался именно как расчетно-клиринговый депозитарий, то есть он должен был проводить расчеты по циннопаперовими соглашениям, заключенным в Первой фондовой торговой системе (ПФТС). Однако, за все время существования и МФС, и ПФТС активный биржевый рынок ценных бумаг в Украине так и не появился, а расчетно-клиринговый депозитарий занимался в основном сбором информации о том, кому, сколько и каких ценных бумаг принадлежит на территории Украины.

Возникновение дежурного конфликта вокруг создания центрального депозитария в стране выглядит довольно странным ввиду того, что обе структуры - и вновь создаваемый ВДЦП, и уже существующий НДУ – были основаны при активном участии Национального банка и Госкомиссии по ценным бумагам. Именно это лишний раз наталкивает на мысль, что конфликт связан не столько с «переживанием за дело», сколько с интересами конкретных лиц, которые имеют выгоду от его решения именно таким способом.

Один из таких людей – Александр Гинзбург, который собственно и является одним из инициаторов создания Всеукраинского депозитария ценных бумаг. Реализовав свои намерения, господин Гинзбург сможет обеспечить доступ подконтрольным ему УМВБ и «Кредит-Рейтинг» к инсайдерской информации о фактически всех владельцах ценных бумаг в Украине. 

Кстати, как отмечают некоторые игроки фондового рынка, Гинзбург является другом Анатолия Балюка, руководителя Госкомиссии по ценным бумагам. Более того, сотрудничество из ГКЦБФР дало свои плодотворные результаты для Гинзбурга в 2005 году, когда регулятор обязал хозяйственные общества с государственной долей собственности, стратегические предприятия и компаний-монополистов, выпуская облигации, обязательно получать рейтинг финансовой надежности у уполномоченного рейтингового агентства. Как оказалось, на то время единственным «достойным» агентством  оказалось именно «Кредит-Рейтинг», которое принадлежит Гинзбургу.

По мнению экспертов, согласие Национального банка акционировать свой депозитарий является ничем иным как попыткой обеспечить свои ведомственные интересы. Вовлекши в создание ВДЦП контролируемые им коммерческие банки, которые являются акционерами МФС, чиновники НБУ будут пытаться передать вновь созданному депозитарию контроль за облигациями внутренней государственной ссуды (ОВГС). На сегодняшний день, согласно данным НБУ, в обращении находится ОВГС номинальной стоимостью почти 9 млрд. грн. От создания нового депозитария выгоду получит не только Национальный банк, но и Госкомиссия по ценным бумагам - НБУ будет вручную руководить выпуском и размещением гособлигаций, а Госкомиссия самостоятельно будет регулировать отношения между участниками депозитарной системы.

Некоторые специалисты и участники фондового рынка уже выразили свои опасения, что в результате такой работы тандема двух регуляторов следует ожидать ухудшения ситуации из рейдерством, которое станет еще более неконтролированным со стороны государства. Фондовый рынок станет еще непрозрачнее, а его деятельность будет понятной и контролируемой лишь ограниченным кругом лиц из Нацбанка или ГКЦБФР. В то же время предприниматель Александр Гинзбург, благодаря старой дружбе с руководством ДКЦПФР, получит полный инструментарий для «ручного» управления развитием отечественного фондового рынка в интересах собственных интересов бизнеса.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ