В ДЕТАЛЯХ

2007.11.23

Клуб бывших депутатов. Чем занимаются нардепы в отставке

Ощущения потери теплого места в ВР у каждого отставника разные. И справляются они с ними кто как. Одни начинают пить горькую. Другие ударяются в общественную деятельность. Третьи садятся писать мемуары...

23 ноября парламентарии V созыва сложили свои полномочия. Должности народных депутатов в эти дни лишились сразу полторы сотни человек, пишет «Комсомольская правда». Терять работу всегда тяжело. Особенно нардепу. Ведь вместе с теплым местом в Раде пропадают многочисленные льготы и неплохая по украинским меркам зарплата. Однако депутатов-отставников угнетает не это - больше всего они жалеют о потере внимания прессы и ощущения причастности к государственным процессам. Как показала практика, справиться с этим могут далеко не все экс-избранники.

Степан Гавриш, бывший в парламенте IV созыва координатором парламентского большинства, занялся литературным творчеством. Его книга - художественная и называется «Между двумя берегами Днепра». В ней политик пытается по-гоголевски описать жизнь современной Украины.

- Я пытаюсь найти Гоголя, - объясняет Гавриш-литератор. - Но вовсе не претендую на лавры этого великого писателя.

Впрочем, экс-нардепу не пришлось насовсем покидать мир большой политики - сегодня Гавриш работает советником президента по юридическим вопросам.

Сегодня депутатов-отставников объединяет депутатский клуб под названием «Парламент». Несколько лет назад Николай Байрак стал его президентом. Он считает, что главная цель клуба - периодическое общение парламентариев, бывших и нынешних, а также представителей бизнеса. Нередко это общение проходит в обстановке загородного ресторана, турнира на бильярде, во время тест-драйва новеньких автомобилей, на охоте или во время рыбацкого чемпионата.

- Встречаемся примерно раз в два месяца, потому что многие участники имеют собственное дело и не всегда могут выделить время, - рассказывает Николай Байрак. - Собравшись вместе, обсуждаем законопроекты, принимаемые действующей Радой, и даем им собственную оценку. Кроме того, клуб является неплохой стартовой площадкой для возвращения в большую политику - ведь участие в наших мероприятиях помогает восстановить потерянные связи.

Формально членом клуба является каждый из парламентариев, но заседания и мероприятия посещают лишь четыре сотни депутатов (всего же «бывших» - около двух тысяч). Николай Байрак уверен, что после выборов-2007 их количество увеличится. Он уже ждет в гости Александра Мороза, который, будучи спикером, частенько пропускал бильярдные турниры, но теперь наверняка сможет «показать класс». То же касается и признанного охотника Александра Волкова, традиционного победителя соревнований по стрельбе среди депутатов. Левко Лукьяненко ушел сам - из-за вражды с Морозом.

И все же расставание с должностью тяготит не всех депутатов. Бютовец Левко Лукьяненко, стоявший еще у истоков независимости Украины, рассказывает, что ушел из Рады по своей воле - ему просто надоело, что спикер отказывался предоставлять трибуну для речи.

- Внешне наша вражда с Морозом не проявлялась, ведь мы - люди культурные, - поделился Лукьяненко. - Но на деле мне не давали слова: когда обсуждался какой-нибудь важный вопрос, я был, к примеру, пятым в очереди на выступление, а спикер прерывал обсуждение на четвертом выступающем. В итоге я решил просто отойти от политики, чтобы освободить место для молодых и более способных депутатов.

Ощущения потери теплого места в ВР у каждого отставника разные. И справляются они с ними кто как. Одни начинают пить горькую. Другие ударяются в общественную деятельность. Третьи садятся писать мемуары...

- На свое 60-летие я закончил книгу мемуаров «Седьмая вершина», - рассказывает экс-премьер-министр Украины и народный депутат двух созывов Валерий Пустовойтенко. - Правда, писал ее с помощью своего пресс-секретаря - одного из лучших журналистов Украины. А от депрессии спасаюсь работой в банке и игрой в футбол.

Кстати, именно уход Пустовойтенко можно назвать одним из самых красивых финалов карьеры среди украинских политиков. Лидер Народно-демократической партии, «пролетевшей» на выборах в парламент в 2006-м, встретил известие о неудаче в отпуске.

- Я испытал настоящее счастье от того, что три месяца в 2006 году в Верховной Раде шла драчка и не могли сформировать правительство, а я лежал на пляже Черного моря и отдыхал! - вспоминает с улыбкой бывший депутат. - Впрочем, работать в исполнительной власти мне всегда нравилось больше, чем в парламенте.

А вот некоторым «бывшим» приходится заново подниматься по политической лестнице. Причем своими силами. Как, например, это делает депутат второго созыва Николай Байрак.

- Для того чтобы осознать, что я снова живу и что отсутствие депутатского значка не означает крах всей жизни, мне пришлось потратить около полугода, - рассказывает экс-депутат.

Видимо, пережитый стресс настолько повлиял на мироощущение Байрака, что он вместе с несколькими парламентариями-энтузиастами стал отцом-создателем депутатского «клуба по интересам».

По подсчетам президента депутатского клуба «Парламент», за все время существования независимой Украины Рада «породила» две тысячи нардепов-отставников. Если умножить это количество на среднюю депутатскую пенсию в три тыс. долларов, получится немаленькая сумма в 6 000 000 долларов в месяц.

Все депутаты, несмотря на ранг и партийный статус, уверены: бывших нардепов не бывает. Если «держаться своих» и стараться почаще появляться на телевидении и радио, не так сложно вернуться в политику. Самыми свежими примерами тому могут послужить лидер «Вiче» Инна Богословская, вошедшая в пятерку Партии регионов, а также Иван Плющ, ставший недавно главой СНБО.

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ