В ДЕТАЛЯХ

2007.09.04

Битва за «межу» реестров

Чуждая Европе и другой части цивилизованного мира канитель с реестрами имущественных прав на недвижимость исчезнет только при появлении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество

 
И доскажу, — выкрикнула Мотря и ударила кулаком о кулак, — идем только в управу, пусть нас управа рассудит, а не ты со свекровью — кричала, аж шипела Мотря.
 
Иван Нечуй-Левицкий «Семья Кайдаша»
 
Наши люди издавна испытывают трепетное отношение к пределам своих владений. Слово «межа» в украинском языке несет настолько богатую смысловую нагрузку, что все рацеи левых насчет пагубности капиталистического образа жизни и аморальной сущности частной собственности не стоят и постановления о досрочной сессии нелегитимного парламента.
 
Но дорогие гектары степей кормят не только тех, кто эксплуатирует их на трибуне, или каторжно бережет от непогоды. Современные аналоги хрестоматийной «управы» являются единственным источником хранения бесценных сведений о правах на земельные участки и всего, что на них находятся, а учитывая порой буквальное сходство музейных экспонатов с системой деловодства независимой Украины, - еще и настоящим золотым дном для ушлых писарей районного масштаба.
 
Такое неудобное понятие как «потеря инвестиционной привлекательности» или еще лучше, «неблагоприятный инвестиционный климат» чинушам невдомек. Они этого не проходили. Главное в их нехитром деле – беречь свой главный товар, информацию о госрегистрации, и не в коем случае не допускать ее перехода в чужие руки.     
 
Под чужими в первую очередь подразумеваются иные органы власти, которые ведут аналогичные реестры, но под другими названиями. К примеру, по советской старинке регистрация объектов недвижимости поручена бюро технической инвентаризации (БТИ), а земли под ними – созданному в ходе земельной реформы кадастровым бюро. Если все сведения из БТИ уходят на сервер государственного предприятия «Информационный центр» Министерства юстиции Украины, то за электронные версии актов на землю, включительно со всеми чертежами, несет ответственность детище Агентства земельных ресурсов Украины. Прибавьте сюда реестр памятников истории и культуры, плюс еще не меньше трех разных общегосударственных перечней, и инвестиционная привлекательность сформирована окончательно.
 
По мнению исполнительного директора Информационно-ресурсного центра «Реформирование земельных отношений в Украине» Максима Федорченко, разделение кадастра и реестра возникло в те далекие времена, когда технологии не позволяли объединить графическую и текстовую информацию: на карте рисовали недвижимость, а в поземельной книге вели запись прав. «Сегодня же современные технологии позволяют создавать не просто базы данных, а пространственные модели с возможностью хранить, воспроизводить, обрабатывать, анализировать и передавать множество показателей объектов», - сообщил RUpor`у Федорченко.
 
Отдавать свой хлеб передовым технологиям чиновники явно не собираются. В 2006 году Счетная палата ВРУ информировала о том, что система Госкомзема тратит средства бюджетного финансирования или неэффективно, или с нарушением целевого назначения средств (Официальное сообщение коллегии Счетной палаты Украины от 6 июня 2006 года).  
 
Финансирование компонента Е «Развитие системы кадастра» (проект Rural Land Titling And Cadastre Development Project) приостановлено Мировым банком в связи с отсутствием прогресса в реализации этого компонента. Относительно реализации положений Закона Украины «О государственной регистрации..» оценка Мирового банка была аналогична: минимальный прогресс (Письмо Мирового банка от 4 мая 2006 года).
 
Кто кого объединит?
 
Чуждая Европе и другой части цивилизованного мира канитель с реестрами исчезнет только при появлении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Риелтеры и практикующие на земельном рынке юристы, не говоря уже о маленьких украинцах, заждались этого чуда.
 
Настоящее чудо рождается в атмосфере таинственности. 16 августа 2007 года RUpor обратился в юридический отдел ГП «Информационный центр» Министерства юстиции с просьбой прокомментировать процесс подготовки Единого государственного реестра. В частности, нас интересовало то, имеются ли на данный момент необходимые информационные технологии и производственные мощности для создания реестра, а также в компетенцию какого именно высшего органа государственной власти входит подготовка к запуску реестра. Нам пообещали помочь.
 
Специфический ответ мы получили только 29 августа. Без убедительной мотивации (в стиле «не велено говорить») нам отказали в комментарии. Начальству не понравится.
 
Праведное молчание регистратора не снимает главного вопроса: кто будет единым администратором и держателем будущего реестра. Среди представителей коммерческого сектора мнения на сей счет расходятся. «Государственное земельное агентство – это профессионалы своего дела, как все это будет регистрировать БТИ, мне тяжело представить», - заявил RUpor`у адвокат компании «Arzinger & Partners» Тимур Бондарев. По его словам, для создания реестра нужны огромные усилия, которые будут не под силу Минюсту. Речь идет не только об унифицированном реестре, но и об объединении в нем баз данных всех шести существующих реестров и о едином заведении по регистрации. Впрочем, «можно найти компромисс и посадить этих специалистов в одном офисе, пускай работают вместе».
 
В результате удивленным иностранным инвесторам приходится выслушивать уговоры о приобретении интересующего объекта и обещания «потом заняться правами на этот участок». Не пройдет и полгода (немыслимый срок для Европы), как земельный вопрос будет закрыт. И это при нормальном режиме работы кадастровых бюро, желательно за год до выборов. Последние, видимо, настолько переполошили вертикаль исполнительной власти, что летом этого года она вводила непонятный запрет на выдачу госактов приобретенной земли.
 
Уровень доступа
 
Пока что информация государственного реестра земель, равно как и данные БТИ, не является публичной. «По нашему мнению, публичность и прозрачность данных о земельных участках и правах на них является одной из гарантий законности операций с земельными ресурсами», - заявил Федорченко.
 
Доступ к будущему Единому реестру можно было бы организовать по одной из общепринятых европейских моделей: австрийской (лицензионный доступ определенным профессиям и должностям) или немецкой (широкий доступ). «Немецкая модель предусматривает ведение общегосударственной Земельной книги, выписка из которой предоставляется только после протокола о намерениях», - объяснил ее преимущества Тимур Бондарев.
 
Главное в данном случае состоит в том, будет ли точнее и быстрее работать регистратор. Будет ли он служить эффективному собственнику и наполнению бюджета, а не пополнению личных карманов чиновников.
 
Связанные с развитием рынка коммерческой недвижимости перспективы Украины неимоверны, чего стоят только капиталовложения приуроченные к «Евро-2012». Уже сейчас арендные ставки киевских офисов догнали Нью-Йорк и Лондон. Беда только в том, что дорога туда лежит через «управу».
 
Благодарим за содействие в подготовке материала Всеукраинский юридический пресс-клуб.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ