Не успела покинуть Одессу импульсивная Наталья Михайловна, как в городе разгорелся новый скандал вокруг женского имени. Камнем преткновения стала персона российской императрицы Екатерины II. Ссылаясь на требования ЮНЕСКО, городские власти решили очистить исторический центр города от коммунистического монумента в честь «героев-потемкинцев» и восстановить на его месте памятник основателям города, воглаве с центральной фигурой царицы.
Однако такое понимание одесской истории не устроило ряд украинских патриотических организаций. По их мнению, негоже возвеличивать в камне одиозную императрицу, уничтожившую Запорожскую Сечь. Так, по мнению председателя городской общественной организации «Просвита» Александра Степанченко, ни один из персонажей монумента: Екатерина II, Зубов, де Волан, де Рибас и Потемкин - якобы не имели отношения к Одессе.
Начиная со вчерашнего дня, члены казацких организаций при поддержке священников Украинской православной церкви Киевского патриархата опять заблокировали Екатерининскую площадь, а именно - место установки памятника основателям Одессы. Это уже не первый прорыв национал-патриотов.
Первая попытка прекращения строительно-реставрационных работ произошла 19 июля. В тот день участники пикета скандировали «Одесса – украинский город!», а, увидев одесского митрополита Агафангела, который хотел освятить «Царицыно место», забросали его яйцами. Появление митрополита на стройплощадке патриоты расценили не иначе как провокацию и, не церемонясь, назвали его «представителем сатанинской секты».
Крест крестом вышибают
Пикетчики заявляют, что «на святой земле должна стоять казачья церковь, а не русская царица, ненавидевшая Украину». Вчера утром атаманы установили на площади крест и отправились на переговоры к мэрии, чтобы побеседовать с городским головой Эдуардом Гурвицем, сообщает одесская ТРК «Глас».
Не обошлось и без столкновений. Казаки народ храбрый и после словесной перепалки с охранниками строительной фирмы ринулись в бой. Пользуясь своим численным превосходством, они вытеснили охрану со стройплощадки и провели выездной Чрезвычайный совет казачества. По итогам совета на площадке был воздвигнут освященный крест, после чего в горсовете состоялась встреча с вице-мэром Одессы.
В здание мери пустили не всех желающих. Подтянувшиеся наряды милиции оградили горсовет. Поэтому казаки продолжили акцию протеста на Приморском бульваре.
Сегодня с утра число прибывших в Одессу членов Украинского казачества увеличилось до нескольких сотен. Представители шести разных регионов (Черкасская, Винницкая, Херсонская, Луганская, Черновицкая и Тернопольская области) начали дежурство возле места запланированного монумента, передает УНИАН.
Меценат проекта восстановления памятника «Основателям Одессы», депутат городского совета Руслан Тарпан уверен, что одесситы не разделяют точку зрения казаков и не поддержат тех, кто выступает против сооружения монумента, тем более, что, по его словам, 40% необходимых работ уже выполнены.
Что же касается памятника «потемкинцам», то, по словам Тарпана, к началу осени он появятся на новом месте - на Таможенной площади. Правда, пока «потемкинцы», скрыты под брезентом, подпирая забор на стройплощадке дома с романтичным названием «Шах-намэ».
Одесса или Хаджибей?
Напомним, что название «Одесса» встречается в первый раз в заглавии Высочайше утвержденного 10 января 1795 года штата запасного соляного магазина. В другой раз город Одесса упомянут в указе 27 января 1795 года об учреждении Вознесенской губернии. На основании этого указа в состав новой губернии входили двенадцать уездов с 12-ю окружными и 7-ю приписными городами. Между приписными упомянут и «город Одесса, татарами Гаджибей именованный», приписанный к Тираспольскому округу.
Известный купец граф де Рибас специально приехал в Петербург, чтобы договориться с императрицей о новом имени Хаджибея. Екатерина согласилась и сделала де Рибасу высший подарок.
Город получил статус свободной экономической зоны, стал соревноваться за популярность дворянского сословия с Петербургом и Киевом. Вскоре от татарского поселения Хаджибей не осталось и следа.