В ДЕТАЛЯХ

2007.06.20

Тупиковая ядерная диверсификация

СНБО должен «вспахать» политическую почву перед досрочными парламентскими выборами, чтобы привести к власти «команду оранжевых победителей»

Президент делает из мухи слона. Другими словами, пытается превратить Совет национальной безопасности и обороны в «провайдера» Кабинета министров. Очень удобная схема: СНБО «нарезает» задачи правительству, которое становится вторичным институтом государственной власти. Цель данной технологии – провести реформу системы власти и де-факто денонсировать конституционную реформу. А потом уж оформить все это дело в некую квазиправовую конструкцию.

СНБО должен «вспахать» политическую почву перед досрочными парламентскими выборами, чтобы привести к власти «команду оранжевых победителей». Планом действий предусмотрена дискредитация Кабмина и других центральных органов власти, которые пока не контролируются приближенными к секретариату президента силами. 

В строгом соответствии с разработанным графиком оперативно-политических мероприятий президент Виктор Ющенко поручил Генеарльной прокуратуре и Службе безопасности выяснить, насколько соответствует национальным интересам деятельность концерна «Укратомпром», который сотрудничает с российским Федеральным агентством по атомной энергетике («Росатом»). Ну пришлось ему самому делать подобное поручение, поскольку на Совбезе пока не удалось пролоббировать подобное решение. Но еще не много, и откровенно русофобская политика, проводимая рядом видных «юристов» из секретариата президента, приобретет формат «охоты на ведьм». Дескать, нельзя иметь никаких дел с россиянами, поскольку в таком случае ты «предаешь Украину».                   

А политическое сопровождение акции «сдача национальных интересов» поручили осуществлять Юлии Тимошенко, которая после своего визита в Вашингтон резко поменяла ориентацию и стала приверженцем теории «Великой Украины с евроамерканским акцентом». Она очень оперативно и, не побоимся этого слова, страстно обвинила руководство «Укратомпрома» в сдаче национальных интересов. Естественно, России, поскольку если национальные интересы сдаются США, то это совсем другое дело. А сегодня, по ее мнению,   «Укратомпром» ставит страну в полную зависимость от российского капитала, поскольку допускает его (капитал) в атомную энергетику.

Поводом для подобного «наезда» лидера БЮТ стал Протокол о намерениях, подписанный 4 июня Андреем Деркачем (генеральный директор «Укратомпрома») и Сергеем Кириенко (руководитель «Росатома»). Озабоченность Юлии Владимировны вызвало то обстоятельство, что документом предусмотрено расширение сотрудничества атомных ведомств двух стран. В частности, стороны договорились совместно разрабатывать, изготавливать и поставлять оборудование для уже имеющихся и строящихся АЭС на территории Украины, России, а также третьих стран. И еще намерены развивать сотрудничество в сфере добычи, переработки и обогащения урана, а также изготовления топлива для украинских АЭС. Особое раздражение Юлии Владимировны вызвала возможность создания совместных предприятий (СП) для добычи урана в Украине и изготовления из этого или любого другого урана ядерного топлива для украинских АЭС на заводах в России. Тимошенко считает, что подобные планы являются отклонением от задекларированного государственного курса на диверсификацию источников ядерного топлива. При этом понятие «диферсификации» Юлия Владимировна понимает достаточно своеобразно. Если поставками ядерного топлива будут заниматься американские компании, то это безопасно. Если россияне – то сами понимаете… Экспансия «северного соседа» вредит суверенитету Украины. Вот так вот. За политической риторикой и безосновательными обвинениями кроется желание доказать несостоятельность нынешнего руководства Кабмина вообще и «Укратомпрома» в частности.

Но прежде чем бросаться такими громкими обвинениями, основанными, кстати, на письмах трудящихся (!), озабоченных состоянием дел в сфере ядерной энергетике (!), стоит проанализировать факты. А они противоречат откровенно популистским и безосновательным обвинениям, выдвинутым Юлией Тимошенко с подачи Виктора Андреевича.

Во-первых, протокол о намерениях от 4 июля не является договором, обязательным к выполнению.   В соответствие с действующим законодательством (ст.181 Хозяйственного кодекса), он не порождает никаких юридических последствий. Конечно, если толковать законы в соответствие с популярной ныне теорией «правового запаха», то на подобные «мелочи» даже внимания не стоит обращать.

Во-вторых, упомянутый документ является логическим продолжением уже существующих соглашений о сотрудничестве Украины и России в атомной сфере. В том числе он направлен на выполнение поручения… президента Украины Виктора Ющенко. В Протоколе рабочего совещания главы Минтопэнерго Ивана Плачкова и председателя Госкомитета Украины по ядерному регулированию Украины Елены Миколайчук с руководителем «Росатома» (Кириенко), которое было проведено 21 января 2006 года по поручению президентов двух стран -- Владимира Путина и Виктора Ющенко, так и вообще записано: «Стороны согласились, что консолидация усилий организаций и предприятий Украины и России по разработке новых типов АЭС, изготовлению и поставкам оборудования к ним, а также кооперации в развитии производства ядерного топлива для АЭС, включая и развитие сырьевой базы, должны строиться на долгосрочной основе с целью удовлетворения интересов обеих сторон. Стороны подчеркнули, что совместное использование научно-технического и производственного потенциала, а также сырьевой базы позволяет двум странам решать поставленные ими задачи по развитию ядерной энергетики». Выходит, что выполнение задач, поставленных президентом – это предательство национальных интересов? Все становится на свои места, если учитывать цель политических «наездов» - любой ценой доказать факт наличия предательства «национальных интересов». Даже ценой здравого смысла.

В-третьих, прежде чем кидаться обвинениями, иногда необходимо трезво оценить ситуацию с диверсификацией поставок ядерного топлива. Президент и лидер БЮТ активно лоббируют интересы американской компании Westinghouse. По их мнению, диверсификация – это, прежде всего, независимость от России. Но так не получается, поскольку ядерное топливо из США по целому ряду объективных причин не может стать альтернативой российскому.   Несколько лет ведутся совместные с Westinghouse работы по квалификации свежего ядерного топлива (СЯТ) американского производства. 6 ТВС (тепловыделяющих сборок) даже находятся в экспериментальной эксплуатации на Южно-Украинской АЭС. Но первая загрузка реактора этим топливом намечена только на 2009 год. Да и то если его использование будет признано безопасным. Потому что новые ТВС для украинских АЭС от Westinghouse только разрабатываются. На их испытание, лицензирование и опытную эксплуатацию уйдут годы. Кроме того, сами специалисты Westinghouse признают, что их топливо не совсем подходит к неамериканским реакторам. Об этом же свидетельствует и проигрыш американцев российскому «ТВЭЛу» на тендерах на поставку своего топлива на реакторы советского образца в Чехии и Финляндии. Народный депутат Игорь Шкиря считает, что «беспрецедентный случай, когда на чешской АЭС «Темелин» решили досрочно перезагрузить ядерный реактор, отказавшись от топлива американской компании Westinghouse по причине неоднократного возникновения на станции аварийных ситуаций, согласно законам здравого смысла должен бы остудить горячие головы, ратующие за скорейшее внедрение этого топлива на атомных станциях Украины». Парламентарий считает, что желание пролоббировать интересы амерканской компании свидетельствует не о беспокойстве об энергетической независимости, а о попытке выполнить некие политические обязательства. Пусть даже в ущерб безопасности.

Не может конкурировать с российским топливом и продукция французской компании AREVA. Топливо ее признано хорошим, но оно подходит только для французских реакторов. А у нас действуют реакторы советского образца. И на «адаптацию» французского топлива для Украины уйдет пять- семь лет. Само собой разумеется, что останавливать реакторы на такой срок никто не будет. Какой выход? Строить реакторы под французские или американские стандарты? Такой вариант тоже рассматривался руководством «Укратомпрома». Но выяснилось, что благодаря своим габаритам атомные изделия из США и Франции просто нельзя будет транспортировать по территории Украины. Придется разбирать все мосты. Не слишком ли много расходов?     

А новые современные российские реакторы в Украине можно строить. И ТВЭЛы к ним подходят, и почти половина оборудования к ним будет изготовляться в Украине. А это занятость рабочих, работа собственного атомного машиностроения и т.д. То есть речь идет не о «неприятии импорта в угоду России», а об элементарной и просчитанной выгоде. Российские ТВЭЛы сегодня - объективно самые оптимальные по соотношению «цена-качество», а не потому, что кому-то Москва нравится больше, чем Вашингтон или Париж.

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ