О ЧЕМ ГОВОРЯТ

2007.05.30

Кризис умер? Да здравствует кризис!

Антикризисные договоренности Ющенко, Януковича и Мороза совершенно не устраняют правовой анархии в стране. Конституция фактически разбита вдребезги, все без исключения государственные органы дискредитированы, а некоторые - полностью парализованы.

Новейшая отечественная история учит отечественных политиков тому, что ничему не учит. Особенно это относится к Виктору Ющенко. Первый раз, имея на руках все козыри, он пошел на компромиссное решение кризиса в 2004-ом, согласившись на куцую, недоношенную и недоделанную политреформу. Второй раз – во время кризиса в 2006-ом. Заложив под мирные договоренности огромное количество мин. Которые рискуют не только разрушить хрупкое мирное строение, которое схематично наваяли три архитектора - сам Ющенко, Янукович и Мороз, но и привести к новым кризисам, еще более губительным, нежели нынешний.

На этот раз у Ющенко на руках козырей было гораздо меньше, нежели два года назад, но продавить игру по своим правилам он так и не смог. За это время никто в окружении президента, максимально склонного к полумерам, так и не смог выстроить систему «сдержек и противовесов», позволяющих сдерживать несистемность Ющенко и достигать поставленные, зачастую адекватные ситуации и объективно нужные стране и обществу, цели.

«Сдержки и противовесы» - это из времен Кучмы. У Ющенко был шанс создать принципиально новую, прогрессивную и куда более прочную систему. Вместо этого он увлекся банальной борьбой за сохранение власти - благо жизнь постоянно давала поводы для этого: то Тимошенко нужно убрать, то Януковича в премьеры не пустить, то коалиции в Раде не дать 300 голосов. В итоге при Ющенко шаг за шагом была восстановлена та же система личной власти, что и при Кучме. Правда, без былых полномочий президента и распространялась безоговорочно исключительно в пределах Секретариата. В отсутствие системной работы президентской команды в 2005 отсутствовали и сколько-нибудь продуманные попытки несовершенную политреформу-2004 отменить (вариант – коренным образом пересмотреть). А потом было уже поздно – расшатанной оказалась вся система власти в стране, и стало окончательно понятно, что впереди ждут смутные времена.

Времена настали – кризис-2007 разразился. Ющенко без малого два месяца пытался распустить парламент, а в ответ неизменно получал аргумент в стиле Шуры Балаганова – «А ты кто такой?!!» Секретариат пытался разрешить кризис в духе Медведчука – кнутом. Вообще, дух антикризисного менеджера Медведчука в этих стенах оказался чрезвычайно живучим. Правда, те, кто играл роль «придворного волкодава» при Ющенко были калибром и хваткой куда мельче – и Зинченко, и Рыбачук, и Балога. Но, в конце концов, и действовать им приходилось в гораздо более тяжелых условиях. Там был достаточно жесткий Кучма с неограниченными полномочиями, тут – мягкий и бессистемный Ющенко с установкой на компромиссы и изрядно посеченными реформой полномочиями.

Сторонний наблюдатель, оценивающий поле украинской битвы после якобы завершения кризиса мог бы подобно пушкинскому Руслану горестно воскликнуть – «О, поле, поле! Кто тебя усеял мертвыми костями?» Два генпрокурора Пискун и Шемчук, два куратора силовиков Кузьмук и Гриценко, недоуволенный глава МВД Цушко на больничном с инфарктом... И срывающиеся договоренности по всем статьям - оперативному голосованию в Раде, невмешательству в работу судов, индульгенции всем активным участникам противостояния.

Даже просто записанные пункты мирового соглашения Ющенко-Януковича-Мороза вызывают кучу вопросов – начиная от опасности оспаривания легитимности любой Рады 150 депутатами, пожелавшими сложить мандаты. Не говоря уже о том, что еще очень большой вопрос – будут ли они воплощены в реальности.

Но суть проблемы гораздо глубже – в том, что антикризисные договоренности троих совершенно не устраняют правовой анархии в стране. Они не определяют правил игры, по которым будет жить страна, как до выборов, так и после них. Обновленная (наспех в 2004) Конституция фактически разбита вдребезги, все без исключения государственные органы дискредитированы, а некоторые (тот же Конституционный суд) полностью парализованы. Эти договоренности не дают никаких предпосылок для противодействия регулярным попыткам вмешиваться в украинскую ситуацию посторонним. А, между тем, у россиян те же выборы Госдумы не сильно отстают от украинских – они будут в декабре. А затем и президентские… Россия же с удовольствием использует украинскую карту – чтобы показать «по ящику» своим зрителям-избирателям, насколько гибельным может быть «тлетворное влияние Запада» и насколько ценна суверенная российская демократия.

Так что оптимистические заявления Ющенко, что «политический кризис завершился» в самом лучшем случае будет означать лишь то, что досрочные выборы таки состоятся (хотя скептики продолжают ставить их под сомнения – слишком многое разрушено после двухмесячной проверки друг друга и страны на прочность). Но ни в коем случае не означают настоящий выход из кризиса, не означают восстановления исправно функционирующей государственной машины, доверия общества к власти. Кризис на самом деле продолжается - еще в более тяжелой форме, чем до первого указа В.А. Ющенко от 3 апреля о досрочном роспуске Верховной Рады и досрочных выборах…

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ