ТОЛЬКО ЧТО

2015.04.14

«Газпром» обвинил ЕС в своих бедах и грозит полностью перекрыть трубу

Россия впервые развернуто декларировала свою политику в ответ на новую концепцию энергосоюза ЕС.

Россия впервые развернуто декларировала свою политику в ответ на новую концепцию энергосоюза ЕС, пишет «Коммерсант».

Так, глава «Газпрома» Алексей Миллер на специально подготовленной конференции в Берлине признал, что модель работы монополии в Европе разваливается, обвинил в этом потребителей и власти ЕС и переложил на них ответственность за последствия вплоть до остановки поставок. Москва готова продолжать диалог, в том числе по правилам Брюсселя, но он будет жестким. В такой ситуации все более вероятным выглядит сценарий движения ЕС к альтернативным поставщикам, в том числе Ирану.

Говоря о создании энергосоюза ЕС, Миллер подчеркнул, что если Еврокомиссия захочет установить единую импортную цену на газ, «то это будет не самая низкая из тех цен, по которым мы поставляем газ в Европу». Более того, впервые официально и открыто от лица «Газпрома» прозвучала угроза остановки поставок. «Обращаю ваше внимание, в чем наше конкурентное преимущество — мы можем держать паузу, если надо, мы эту паузу будем держать, если нас просто к этому вынудят», — заявил Миллер.

До сих пор и российские власти, и руководство «Газпрома» настаивали, что по своей воле никогда не нарушат контрактных обязательств перед европейскими клиентами. Сейчас речь также идет об отчасти вынужденной ситуации — если Европа сделает невозможной реализацию проекта газопровода «Турецкий поток», как это уже произошло в декабре 2014 года с South Stream. Алексей Миллер подчеркнул, что проект «блокировался только с целью сохранения статус-кво транзита через Украину».

Между тем, жесткую позицию Москвы отчасти компенсирует признание того, что она готова принять, по крайней мере, часть правил Брюсселя. Алексей Миллер заявил, что «Газпром» может участвовать в создании газотранспортных мощностей от границы Греции и Турции на условиях Третьего энергопакета, применять который Россия до сих пор категорически не хотела и даже оспорила в ВТО, а также «обсуждать модели сотрудничества в том числе в рамках энергосоюза».

В Еврокомиссии вчера заявили, что «не комментируют комментарии». Но, по словам собеседников в Брюсселе, его позиция в газовых отношениях с Москвой тоже ужесточилась. Теперь претензии ЕС к «Газпрому» не сводятся только к принципам ценообразования и соблюдению требований Третьего энергопакета. ЕС, много и не слишком результативно обсуждавший в последние годы снижение зависимости от российского газа, теперь может форсировать решение этой проблемы, перейдя от теории к практике. Например, для южной Европы потенциальным поставщиком мог бы стать Иран, предметные переговоры с которым по этому вопросу Еврокомиссия хотела бы провести уже в этом году, дождавшись снятия со страны международных санкций.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ