В ДЕТАЛЯХ

2014.09.03

Причины внезапного «миролюбия» Путина

Если раньше, когда Украина настойчиво отстаивала свои позиции, Кремль крайне критически оценивал подходы украинской стороны к переговорам, вдруг теперь пресс-секретарь Путина констатирует, что «точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из тяжелой кризисной ситуации в значительной степени совпадают».

Информация о постоянном прекращении огня, достигнутая в телефонном разговоре Порошенко и Путина – весьма неоднозначная. Ее нельзя воспринимать как однозначно позитивную в силу того, что неизвестны: а) текст достигнутых – что очень важно лишь предварительных – договоренностей; б) контекст, исходя из которых Киев и Москва каждый со своей стороны заявили о готовности к прекращению огня; в) и их подтекст – что стало ценой этих договоренностей, какие уступки готовы сделать стороны (в первую очередь интересуют возможные уступки Киева).

Еще один достаточно тревожный фактор: очень быстрое сближение позиций сторон. Зафиксированное, что важно, именно российской стороной. Если раньше, когда Украина настойчиво отстаивала свои позиции, Кремль крайне критически оценивал подходы украинской стороны к переговорам. И вдруг теперь пресс-секретарь Путина констатирует, что «точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из тяжелой кризисной ситуации в значительной степени совпадают». Для того, чтобы приветствовать подобное сближение позиций сторон, необходимо знать – в чем именно позиции совпадают и за счет каких уступок сторон. То, что об этом сближении поспешил заявить Кремль, наталкивает на мысль, что президент Порошенко пообещал президенту Путину учесть подходы России к формированию Плана реального выхода из кризиса на Донбассе.

Наконец, цена деклараций российской стороны о мире – весьма невысока. Если последуют конкретные шаги РФ по 1) возвращению в Россию вторгшихся в Украину российских солдат, 2) прекращению поддержки пророссийских боевиков на Донбассе; 3) возвращению всей границы Украины с Россией под контроль украинских пограничников – тогда можно будет констатировать, что Россия действительно вносит вклад в достижении мира на Донбассе.

Здесь важно учитывать: Россия не готова к долгосрочной и активной военной кампании в Украине. Подтверждением этому служит не только то, что за полторы недели после открытого вторжения российских войск на Донбасс россияне не пытались активно и оперативно продвигаться в другие регионы.

У Путина появились серьезные сложности на родине. Во-первых, пройден пик ура-патриотического всплеска российского национализма. Который и обусловил феноменальную поддержку Путина и его политики, в частности, по отношению к Украине.

Начиная с августа, россияне непосредственно на своем кармане и в повседневной жизни ощутили последствия неудачной путинской попытки перекроить под себя сложившийся миропорядок.

К недовольству чисто экономическими причинами в последнее время добавилось и глухое пока недовольство незначительной (опять же пока) части российского общества информацией о гибели российских солдат на Донбассе и о попытке Путина организовать открытое вторжение в Украину. Поскольку прямое военное вторжение в Украину в отличие от бескровного «присоединения» Крыма не пользуется значительной поддержкой в российском обществе.


То есть, Путин не смог добиться выгодного ему решения ситуации на Донбассе в момент нахождения «на гребне волны» националистических настроений среди своих соотечественников. Теперь начинается «отлив», когда рост недовольства россиян ситуацией в стране неизбежно будет вести к росту недовольства политикой своего президента. И формированием пакета претензий к хозяину Кремля. Поэтому последний вынужден спешить – чтобы максимально быстро выйти из конфликта на Донбассе с сохранением политического лица.

Еще одна причина внезапного «миролюбия» Путина - экономическая. Если имеющаяся подушка финансовых запасов позволяла российскому руководству продержаться с последствиями экономических санкций даже не в ближнесрочной, но и в долгосрочной перспективе (в течение нескольких лет), то с падением цен на нефть ниже $100 за баррель запас прочности стал таять чрезвычайно быстро. Пройти без потрясений зиму при таких ценах на основное средство наполнения бюджета в сочетании с секторальными санкциями со стороны Запада для России – задача непосильная.

Дедлайн у Путина четкий и не отодвигаемый – это наступление осенних холодов. И именно поэтому российский президент спешит. Ключевым вопросом является не то, наступит ли, наконец, осенью мир на Донбассе, а на каких именно условиях он будет достигнут. Задача Киева – с учетом сложностей для Москвы добиться мира с максимальным учетом своих позиций. Все необходимые возможности для этого у команды Порошенко имеются.



Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования «Диалог»
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ