ПРОЧИТАНО

2016.10.10

Политический вандализм делает Польшу опасной страной для украинцев

Наверное, многие украинские обозреватели назовут "Волынь" очередным - после "геноцидного" постановления польского Сейма - польским "ударом в спину" стране, которая ведет гибридную войну с Россией.

Киноспекуляции вокруг истории

Мальчика лет десяти поднимают среди ночи взрослые и, судя по всему, пьяные мужики, которые пришли, чтобы сжечь его дом. Сонного и напуганного ребенка крепко обвязывают снопами пшеницы, а потом эти снопы поджигают.

Мальчик кричит от боли, а мужчины, став в круг, пинают ногами этот живой факел друг другу, пока ребенок внутри него не упадет, умерев в страшных муках.

Мужчины - украинцы. Они убили мальчика лишь за то, что он - поляк.

Примерно так выглядит один из кульминационных моментов фильма "Волынь", который в эту пятницу вышел на экраны польских кинотеатров, и который местные критики называют одной из лучших исторических картин в истории польского кино, сообщает BBC-Украина.

Уже сейчас понятно, что таких же положительных рецензий с украинской стороны фильм не дождется. А заявления наблюдателей и самого режиссера "Волыни" о том, что эта премьера может открыть дорогу для настоящего украинско-польского объединения, кажутся как минимум преждевременными.

О "Волыни" - фильме об этнических чистках времен Второй мировой, в результате которых погибли десятки тысяч людей, - начали говорить задолго до премьеры.

Историки из двух стран до сих пор не могут прийти к общему знаменателю в описании Волынских событий 1943 года, а в этом году им "на помощь" пришли политики. В июле польский Сейм своим постановлением признал события на Волыни "геноцидом, совершенным украинскими националистами".

Все это происходило на фоне роста антиукраинских настроений в Польше - частично вызванных "героизацией Бандеры", которого здесь считают прямо ответственным за массовое уничтожение поляков, частично из-за общего "смещения вправо" польского общества после недавней смены власти в стране.

Поэтому вряд ли стоит удивляться, что ряд как польских, так и украинских экспертов перед премьерой опасались, что этот фильм способен ухудшить стратегические отношения между двумя странами.

Несмотря на то, что Войцех Смажовский (режиссер фильма) во время написания сценария и съемок консультировался с польскими исследователями Волынских событий, сам он утверждает, что снятый им фильм является произведением искусства, а не учебником истории.

Оправдывает ли это ряд исторических неточностей, допущениях в фильме?

Например, одна из самых сильных сцен картины - освящение украинским священником топоров, серпов, вил и кос, которыми агрессивные украинцы вот-вот пойдут убивать своих польских соседей. Один из самых заметных польских исследователей Волынской трагедии Гжегож Мотыга признает: доказательств того, что подобные вещи имели место, нет. Но выглядят эти кадры действительно впечатляюще, и режиссера, который использовал их в фильме, учитывая эмоциональный шок, который они вызывают, в какой-то степени можно понять. Наверное.

Или, например, то, что "банды УПА" в фильме выглядят как явно большее зло по сравнению с гитлеровцами или, особенно, советскими оккупантами. В один момент Зося с ребенком на руках символически вклинивается в строй нацистов, и только это спасает ее от смерти от рук "бандеровцев".

Еще одна проблема фильма - отсутствие широкого исторического контекста, отсутствие объяснения, а что же именно привело к тому, что в Украине сегодня называют Волынской трагедией, а в Польше - геноцидом.

Волынь из первой части фильма - это идиллическое место, где украинцы, поляки и евреи живут в мире и без проблем роднятся, свадебные песни поют на двух языках. Если же где-то и раздается возмущение, мол, церкви закрывают или полякам достаются лучшие земельные наделы, - это обычная болтовня украинцев за очередной рюмкой водки.

Достаточно ли этого для зарождения волны ненависти, которая привела к десяткам тысяч жертв? Зритель, судя по всему, должен сделать вывод, что да.

Вопрос, который беспокоил и беспокоит наблюдателей по обе стороны границы между Украиной и Польшей: является ли "Волынь" антиукраинским фильмом?

Наверное, этого не хотел сам Смажовский. Режиссер признается, что искал сорежиссера с украинской стороны, но никто на его приглашение не откликнулся.

Проблемы испытывали создатели "Волыни" и в поисках украинских актеров для съемок в картине.

"Я знаю нескольких замечательных украинских актеров, которых пригласили играть в этом фильме. Несмотря на жаркие симпатии к полякам, прочитав свои роли, они отказались, сказав, что это настоящая школа ненависти", - рассказала польскому Newsweek Оксана Забужко.

В результате - часть "украинцев" из фильма, в том числе "бандеровцев", говорят на украинском с очень заметным польским акцентом.

В целом же украинцы в фильме за небольшими исключениями представлены чрезвычайно стереотипно, а порой даже карикатурно.

Формально баланс в "Волыни" соблюден. Видим мы здесь украинцев, у которых не поднимается рука на убийство польского соседа, и батюшку, который призывает любить ближнего.

Однако фактом также является то, что, за исключением нескольких гражданских жителей, украинцы в этом фильме являются дегуманизированный массой, которая убивает поляков, с радостью приветствует каждую новую власть, которая приходит в их село, или, например, держит красно-черные флаги у ночного костра, скандируя "Слава Украине - Героям слава!"

Кстати, даже польская пресса с тревогой замечает, что подобные сцены не могут не вызвать у многих поляков ассоциации с киевским Майданом.

...Ряд наблюдателей по обе стороны границы сходятся во мнении: фильм о Волыни выходит на большой экран в исключительно неблагоприятное время.

Наверное, многие украинские обозреватели назовут "Волынь" очередным - после "геноцидного" постановления польского Сейма - польским "ударом в спину" стране, которая ведет гибридную войну с Россией. И для них слабым оправданием станет то, что работу над фильмом Войцех Смажовский начал еще в 2012 году, задолго до второго Майдана.

Воспользуется ли этим фильмом российская пропаганда? Кажется, у нее будут для этого все возможности.

Заявление известного духовного и общественного деятеля Тадеуша Исааковича-Залесского, который на одном из предпоказа "Волыни" заявил, что лозунг "Слава Украине!" звучит как "Хайль Гитлер!" и, исходя из увиденного в картине, имел на это полное право, - готовый темник для пропагандистской машины Кремля.


Шовинизм подогревается "киноисскуством"

Сразу после премьеры фильма "Волынь" на востоке Польши произошел очередной акт вандализма против украинского места памяти.

Как передает Польское Радио, 9 октября председатель Объединения украинцев в Польше Петр Тима сообщил, что украинское национальное меньшинство обнаружило разрушенный памятник украинцам, в том числе воинам Украинской Повстанческой Армии, которые покоятся на кладбище села Верхрата Любачивского уезда Подкарпатского воеводства (этнические украинские земли. – Ред.).

"Это очередной акт надругательства и уничтожения украинского места памяти «неизвестными» после подобных актов вандализма в селах: Грушовичи, Радруж, Молодич, Вербица, Монастырь, Пикуличи, Лиски", - говорится в сообщении.

Видео уничтожения украинского памятника в этот раз снова разместил на своей странице в сервисе YouTube член праворадикальной националистической организации «Лагерь великой Польши» Давид Гудзец, который известен своей пророссийской позицией и активной поддержкой пророссийских сепаратистов на Донбассе. Сам он неоднократно писал, что члены организации причастны к уничтожению памятников УПА на востоке Польши.

Гудзец модерирует на польском языке страницу пророссийских боевиков novorossia.today, сообщает РП.

Как отмечает глава Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович, в "Польше взгляды на УПА как на "преступную организацию", поддерживаемые частью польского политикума, уже стали мерилом лояльности к государству, и мерило это применяется как к польским гражданам, так и к иностранцам. Нападение в Перемышле на крестный ход украинцев из-за красно-черной ("бандеровской") вышитой сорочки, запрет на въезд в страну украинской группы Ot Vinta из-за "неправильного" понимания ими места и роли УПА… Что дальше? Письменное обязательство каждого, кто въезжает в Польшу, не использовать одежду в красно-черных цветах? Подписка о признании "людобуйства" УПА в таможенной декларации на границе?.."


Шовинизм на службе у польских политиков

Как сообщал Рупор, в польский Сейм внесен законопроект о введении уголовной ответственности за отрицание "геноцида" поляков на Волыни в годы Второй мировой войны.

"Целью предлагаемого изменения является значительное ограничение распространения лжи на тему геноцида на Волыни и в Восточной Малопольше. Вред безнаказанности публичного искажения истории, особенно в таком трагическом аспекте, каким был акт массового уничтожения польского, еврейского, чешского, словацкого, армянского и украинского населения не вызывает сомнений", - говорится в законопроекте, внесенном партией "Кукиз'15".

В свою очередь, депутат-докладчик по законопроекту Томаш Жимковский, объясняя необходимость таких изменений, сказал об укреплении культа УПА в Украине как угрозе польскому народу. Он также обратил внимание на большое количество украинских трудовых мигрантов, оказавшихся в Польше, которые, по его мнению, имеют националистические взгляды.

По его словам Жимковского, уголовная ответственность за распространение в Польше украинского национализма должно быть орудием "отпугивания" от противоправных действий.

Партия "Кукиз'15" была создана в 2015 году, ее лидером является рок-музыкант Павел Кукиз, занявший 3-е место на президентских выборах в 2015 году (21% голосов). В том же году на выборах в Сейм (нижнюю палату парламента) Польши партия объединилась с ультраправым "Национальным движением" и получила 8,81% голосов. В настоящее время в Сейме присутствует 36 представителя партии из 460.

Напомним, 22 июля польский Сейм 432 голосами принял резолюцию, в которой Волынская трагедия признается геноцидом. В соответствии с решением 11 июля будет отмечаться в Польше как День памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан Второй Речи Посполитой.

В этом году исполнилась 73-я годовщина Волынской трагедии, унесшей жизни десятков тысяч поляков и украинцев во время взаимных конфликтов на территории нынешней Западной Украины.

Вооруженные конфликты между поляками и украинцами начались во время Второй мировой войны и продолжались до 1947 года. Однако историки, особенно польские, отдельно выделяют 1943 год и события на Волыни, известные как Волынская резня (в Польше) или Волынская трагедия (в Украине). В другие годы они происходили в других регионах. Точное количество погибших в этих конфликтах не известно до сих пор, но жертвы исчисляются десятками тысяч.

Число жертв Волынской трагедии, приведенное польскими и украинскими исследователями, совпадает или несущественно отличается лишь примерно в 20%; примерно для такого же количества случаев расхождение в оценке количества жертв колеблется в диапазоне 20-100%. В около 60% случаев различия в информации огромны: по количеству украинских жертв доходит до разницы в 50 раз, а по численности польских жертв — даже в 150 раз.

Нынешняя правящая партия - "Право и справедливость" опирается на консервативного националистического избирателя, для которого память о событиях на Волыни не менее важна, чем, например, для электората "Свободы" память об ОУН-УПА. Поэтому поднимать "волынскую тему" для польской власти электорально выгодно.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ