В ДЕТАЛЯХ

2010.01.21

Евроинтеграция или евроизоляция?

Такой президент среднему европейцу и в кошмарном сне не приснится. Куда там «националисту» Степану Месичу, коммунисту Владимиру Воронину или «угнетателю свободы» Александру Лукашенко до морально-этических идеалов Виктора Януковича. Не понятны эти идеалы и симпатии европейцам. Наличие этических и моральных ценностей, которые должны исповедовать государственные служащие, в Европейском Союзе является одним из наиболее важных характеристик отношения к власть предержащим. И, соответственно, нарушение этих принципов очень болезненно воспринимается европейцами. И чем выше государственная должность, тем более придирчивы европейцы к тому, кто ее занимает...

Украина и ЕС – пути, перепутья

Украина давно уже «не хватает звезд с неба» на пути евроинтеграции. Канули в Лету те времена, когда парламенты и президенты стран Европейского Союза с энтузиазмом воспринимали обещания нынешнего президента Виктора Ющенко относительно воплощения в жизнь реформ в нашем государстве.

Последний саммит Украина-ЕС, который проходил в Киеве в начале декабря прошлого года, и вовсе стал «холодным душем» для украинского руководства. Брюссель просто устал от бесконечных и нереализованных обещаний украинского президента.

Главным беспокоящим руководство Европейского Союза вопросом стало то, куда президент Украины Виктор Ющенко тратит полученные от ЕС и МВФ деньги. По сообщению западных СМИ, ряд стран Евросоюза были разочарованы тем, что происходит в Украине, поскольку они ждали прогресса в реформах энергосистемы. Европейцы также обеспокоены масштабами коррупции в стране.

Перед саммитом и после него чиновники от Евросоюза, не скрывая своего раздражения, уже открыто упрекали Ющенко в полном отсутствии каких-либо реформ в Украине на фоне пустых разговоров официального Киева об ассоциированном членстве Украины и упрощении визового режима между Украиной и странами Европейского Союза.

По мнению международных экспертов, Украина на данный момент – это единственная из стран, желающих вступить в ЕС, чьи перспективы членства вообще не рассматриваются.

Кроме того, ЕС «жестко предупредил» Украину о том, что «содержательные политические и финансовые реформы являются непременным предварительным условием продвижения вперед в таких вопросах, как визы и будущие соглашения о торговле и ассоциации». Идея полноправного членства Украины в ЕС, о котором мечтал Ющенко, на сегодняшний день потерпела полное фиаско.

Но охлаждение отношений, беспокойство и раздражение – это лишь тон политических деклараций ЕС в отношении Украины. Европейский Союз на нынешнем этапе продолжает с Украиной сотрудничество как в политической сфере, так в экономической и культурной. Это всего лишь охлаждение, но не изоляция… А ведь может быть и иначе…

Европейский Союз и его соседи

Когда чиновники Европейского Союза утверждают, что «содержательные политические и финансовые реформы являются непременным предварительным условием продвижения вперед в таких вопросах, как визы и будущие соглашения о членстве», они немного лукавят.

Наличие реформ в стране возможно и является условием вступления в Евросоюз, но далеко не главным, и уж точно наличие этих реформ не является гарантией такого вступления. Еврочиновники это условие к своим соседям применяют избирательно. Есть еще два аргумента, более весомых: политическая целесообразность и – экономическая.

Именно политической и геополитической целесообразностью можно объяснить принятие в Европейский Союз таких стран как Болгария и Румыния.

До вступления в ЕС уровень жизни в Румынии был одним из самых низких в Европе. Болгария также особо не блистала ни экономическими успехами, ни экономическими реформами. Не говоря уже о том, что уровень коррупции в обеих странах просто зашкаливал.

Более того, в Брюсселе отдавали себе отчет, что принимая Румынию и Болгарию, они нарушают свои извечные правила брать только самых подготовленных кандидатов, самых продвинутых в сфере реформирования экономики и политики, самых усердных в выполнении всех европейских предписаний и пожеланий, но политическое руководство ЕС это не остановило.
Осуществление соответствующих экономических реформ от Румынии и Болгарии Евросоюз потребовал уже после подписания Договора о вступлении с 1 января 2007 года.
 
На протяжении года Бухарест был обязан осуществить следующие реформы: в области системы государственного управления, защиты свободной конкуренции и СМИ, а также охраны окружающей среды.
Софии, кроме обеспечения выполнения порядка 100 тысяч страниц различных общеевропейских норм и правил, предстояло также предпринять необходимые усилия по реформированию судебной системы, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Следует отметить, что Болгария и Румыния стали наиболее бедными странами Евросоюза. Их валовой внутренний продукт составит лишь 1% в общеевропейском ВВП, а их совокупное население в 30 млн. человек — это 6% от населения ЕС. Если в Румынии уровень безработицы в процентном отношении на момент вступления находился на среднеевропейском уровне, то в Болгарии он был значительно выше.

Геополитической и политической целесообразностью объясняется и принятие в Европейский Союз таких стран как Латвия, Литва и Эстония, которые успели «вскочить в евроинтеграционный поезд» в 2004 году и в составе 10 стран присоединиться к ЕС. Но в случае стран, принятых в 2004 году, Брюсселю еще как-то удалось сохранить приверженность своим принципам и добиться того, что даже аутсайдеры той волны расширения вступили в Евросоюз так, чтобы никому потом не было стыдно и обидно.

Но есть среди соседей Евросоюза страны, которые, несмотря на гораздо более сильное развитие экономики и больший прогресс в осуществлении экономических реформ, до сих пор не являются членами ЕС.

Президент Хорватии Стипе Месич, возглавлявший страну 10 лет и ушедший со своего поста в декабре 2009 года, воспринимался в Европейском Союзе как личность жесткая и непредсказуемая.

Месич в прошлом диссидент, которому удалось побыть президентом двух стран: последним председателем Президиума СФРЮ (до декабря 1991 года), а через девять лет после развала Югославии — президентом уже независимой Хорватии.

Смерть первого президента независимой Хорватии Франьо Туджмана в конце 1999 года была воспринята хорватами как конец авторитаризма. Новым президентом стал Стипе Месич - один из главных идеологов распада Югославии, первый премьер-министр Хорватии, успевший откреститься от пагубного национализма Туджмана. Его главными заслугами стали постепенная демократизация институтов власти, выход из внешнеполитической изоляции, начало сближения с ЕС, взаимодействие с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ).

Стипе Месичу многое удалось сделать для своей страны. Но несмотря на все это, Месич в Европейском Союзе все равно воспринимался скорее негативно. Ему не могли простить нерешенность проблем межэтнического характера, а также отказ выдать ЕС военных преступников, обвиняли в национализме.

Месича время от времени призывали отказаться от «идеологии прошлого», развивать подлинный дух демократии, который включает в себя уважение прав человека и национальных меньшинств.

Возможно, поэтому победу Иво Йосиповича на президентских выборах в Хорватии аналитики Европейского Союза расценили как знак того, что эта страна покончила с национализмом и уверенно идёт в направлении членства в Европейский Союз.

В определенной евроизоляции долгое время находилась и Молдова, «благодаря» правящему в этой стране коммунистическому руководству и их лидеру Владимиру Воронину.

Главными претензиями, которые выдвигал Евросоюз к режиму Воронина, были все то же отсутствие борьбы с коррупцией, отсутствие каких-либо реформ в стране, засилье клановости и бюрократизма.

В практически полной евроизоляции находится и Белоруссия – из-за своего президента Александра Лукашенко. Неоднократно в странах ЕС публиковались списки белорусских чиновников, которым запрещен въезд в страны ЕС из-за обвинений их в коррупции.

Александра Лукашенко руководство Европейского Союза обвиняет в авторитаризме, отсутствии в стране свободы слова, борьбе с инакомыслящими, диктатуре.

Этические ценности ЕС и Янукович

Наличие этических и моральных ценностей, которые должны исповедовать государственные служащие, в Европейском Союзе является одним из наиболее важных характеристик отношения к власть предержащим. И, соответственно, нарушение этих принципов очень болезненно воспринимается европейцами. И чем выше государственная должность, тем более придирчивы европейцы к тому, кто ее занимает.

Подтверждением этому являются скандалы, связанные со взяточничеством или коррупцией, которые время от времени возникают в той или иной стране Евросоюза. Так, например, в Болгарии в ноябре прошлого года разразился скандал, связанный с докладом спецслужб о коррупции в особо крупных размерах.

Бывший премьер-министр Сергей Станишев распорядился уничтожить два доклада Государственного агентства национальной безопасности (ДАНС), так как в них обвинялись в коррупции несколько членов его кабинета. В документе, который был опубликован в Интернет и который насчитывал 30 страниц, приводились факты причастности высокопоставленных болгарских чиновников к коррупции и расхищению средств из фондов Европейского Союза.

В сентябре прошлого года объектом внимания антикоррупционной полиции Чехии стали посол Чехии в Украине Ярослав Башта и генеральный консул во Львове Ладислав Градил. Следователей интересовало, как действовала система телефонного заказа виз и кто непосредственно причастен к ее введению.

В 2008 в Германии оказалась замешанной в громком коррупционном скандале компания Siemens.

В Австрии разгорелся скандал вокруг политиков, продающих гражданство ЕС иностранным инвесторам. Три российских предпринимателя стали фигурантами этого масштабного коррупционного скандала. Прокуратура Австрии начала расследование по делу о подкупе иностранцами властей федеральной земли Каринтия летом 2009 года с целью получения гражданства ЕС и загранпаспортов. Фамилии россиян не разглашаются.

Требуя от своих избранников безупречной незапятнанной репутации, европейцы тем самым выражают свое отношение к институтам власти.

А что говорить о человеке с репутацией уголовника?

Человека, который в юности воровал шапки, а будучи премьер-министром (второе премьерство Виктора Януковича – 2006 г.), украл государственную резиденцию Межигорье (140 га) и заповедник Сухолучье (38 тысяч га), оформив первое как свою собственность, а второе как аренду на 99 лет. Человека, который дважды сидел, и второй раз - за нанесение телесных повреждений средней тяжести, а будучи премьером (первое премьерство Януковича – 2004 г.) и кандидатом в президенты (2004 г.), бил своих министров (Г.Кирпа, Ю.Кравченко). Человека, который своих сторонников называет «дебилами», а своих противников – «козлами, которые мешают ему жить».

Такой президент среднему европейцу и в кошмарном сне не приснится. Куда там «националисту» Степану Месичу, коммунисту Владимиру Воронину или «угнетателю свободы» Александру Лукашенко до морально-этических идеалов Виктора Януковича. Не понятны эти идеалы и симпатии европейцам.

Страна же выбирающая такого президента, принимающая его мораль, разделяющая его принципы и идеалы, заслуживает на соответствующее отношение к себе.

С евроизоляцией вас друзья!
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ