В ДЕТАЛЯХ

2008.02.06

Тайна украинского батальона «Нахтигаль». ФОТО. КОПИИ ДОКУМЕНТОВ

Спустя десятилетия после окончания Второй мировой войны украинский национальный батальон «Нахтигаль» пал жертвой искусной провокации «Штази» против правого подполья и правительства ФРГ. КГБ СССР помогло «немецким друзьям» и обвинило бойцов Романа Шухевича в актах геноцида против еврейского и польского народа

На шестнадцатом году украинской Независимости уже никого не удивишь широкомасштабными попытками фальсификации острых страниц отечественной истории. Ни для кого не является секретом террористическая деятельность «ястребков» в форме ОУН-УПА, как и растиражированные тома «информационного прикрытия», сеявшие в умах и сердцах советских граждан прописные истины о «гитлеровских маньяках», «пособниках оккупантов» и «уничтожителях мирного населения».
 
Но если история борьбы УПА бывшими пионерами и комсомольцами с каждым днем воспринимается все более спокойно, то, когда речь заходит об украинском национальном батальоне «Нахтигаль» в составе Вермахта, плечами пожимают даже самые стойкие патриоты. Мол, что было, то было. От правды ведь никуда не денешься. Видать, грешили наши ребята и еврейскими погромами, и расстрелом львовской профессуры. Чего уж там, война, как ни как.
 
Отсутствие объективной информации и архивных данных делали свое «черное» дело. На многочисленные обвинения в адрес подразделения Романа Шухевича можно было ответить разве что их последующими свершениями и индульгенцией событий 1943-1953 гг.
 
Исторический вакуум наверняка и дальше порождал бы всевозможные советские небылицы, если бы с приходом к власти Коалиции демократических сил Служба безопасности Украины (СБУ) не решилась на радикальный шаг по восстановлению справедливости и не обнародовала бы уникальные документы Отраслевого государственного архива СБУ. Как следует из рассекреченных данных (см. копии документов), несмотря на весьма непродолжительный боевой путь, «Нахтигаль» успел стать объектом провокаций трех сильнейших разведок – нацистского Абвера, а в послевоенное время - «Штази» из ГДР и, конечно же, вездесущего КГБ.
 
Документ, о котором не знал КГБ
 
Абвер в самом начале прибегнул к манипуляции с украинским диверсионным батальоном, коим и был «Нахтигаль» (нем. Соловей – от названия солдатского хора на военной базе «Криница» под Краковом) в составе полка советских иммигрантов «Брандербург - 800». По замыслу нацистского командования и берлинских политтехнологов, с самого начала оккупации территории СССР украинские соединения должны быть опорочены агрессивной ксенофобией и политикой очищения от евреев «югенфрай». С этой целью, сразу же после вступления батальона во Львов (04:30, 30 июня 1941 г.) и провозглашения на весь мир Акта о провозглашении Украинской Соборной Самостийной Державы (18.00, 30 июня 1941 г.) во Львове и окрестностях уполномоченные СС айнзацкоманды казнили почти всех жителей гетто и польскую интеллигенцию. Трагедия разыгралась в ночь с 4 на 5-е августа 1941 г.
 
«Организация Украинских Националистов Степана Бандеры (ОУН(б) или ОУН) была в корне не согласна с подобной политикой немецких властей, - заявил сегодня RUpor`у сотрудник Отраслевого государственного архива СБУ Александр Ищук. – Об этом свидетельствует документ, недавно найденный в наших архивах специальной поисковой группой».
 
По его словам, речь идет о «Документальной хронике событий во Львове» неустановленного автора из высшего руководства ОУН(б). «Судя по всему, о документе ничего не знал даже КГБ, поскольку он находился на 55 странице т. наз. «Дела Оберлендера».
 
«Представители прибывших во Львов в большом числе отделов гестапо различными путями обратились к украинским кругам, дабы украинцы организовали трехдневный погром евреев…Руководящие сотрудники ОУН, узнав об этом, подали к сведению членов (ОУН - RUpor), что это является немецкой провокацией, предпринимаемой с целью скомпрометировать украинцев погромами и предоставить немецкой полиции основания для вмешательства и «установления порядка», а также, что самое главное, - отвлечь внимание и энергию украинской общественности от политических проблем», - зачитал Ищук с оригинала документа.
 
Дополнительный аргумент в пользу невиновности «Нахтигаля» приводит доцент Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Иван Патриляк. «В период с 1 по 7 августа батальон находился во внеплановом отпуске. На самом деле, нацистам не нужно было серьезное военное присутствие трехсот украинских воинов в оккупированном Львове», - сообщил RUpor`у Патриляк.
 
Поэтому после окончания законного отдыха диверсантов перебросили на винницкое направление. 13 сентября 1941 игра гитлеровских спецслужб в украинскую армию прекратилась. В районе Жмеринки подразделение расформировали в 201-й батальон охранной полиции и командировано в Белоруссию. Другого выбора у «соловьев» не было. Всех отказавшихся, а их число насчитывало 15 лиц, ожидали персональные нагрудные номера в концлагерях. Не помогли и связи командира соединения Теодора Оберлендера.
 
«Историки» в погонах
 
Идея с послевоенной дискредитацией «Нахтигаля» с самого начала принадлежала наиболее успешной просоветской спецслужбе - восточногерманской «Штази». После назначения на территории «вражеской» ФРГ министром по делам иммигрантов с восточных земель (министром по делам перемещенных лиц) Теодора Оберлендера теперь уже коммунистический Берлин поставил перед своей резедентурой задачу по сбору компромата на нового члена правительства и близкого друга Конрада Аденауэра.
 
«Истинным мотивом назначения Оберлендера были планы ФРГ по созданию мощной правой партии из числа перебежчиков с восточной стороны и установление контроля над оппозицией внутри ГДР», - считает Патриляк.
 
Операция проводилась в 1959-1960 гг. Поскольку за Оберлендером не числилось никаких военных преступлений, «Штази» прибегнула к «липованию». Как свидетельствует ряд документов из архива КГБ УССР, для изготовления фальшивок использовали всевозможные «свидетельства очевидцев» из западных областей Украины.
 
«2 октября с.г. за №33100 за подписью т. Щербака поступил запрос о сборе материалов и розыску очевидцев преступлений министра по делам перемещенных лиц боннского правительства Теодора Оберлендера, который немецкими друзьями обвиняется в массовом уничтожении гражданского населения во Львове в 1941 году», - сказано в справке упомянутого «дела Оберлендера» 2-го Управления КГБ при Совете Министров УССР от 3 октября 1959 года. (вх. № 11031).
 
Однако, как и следовало ожидать, на Оберлендера ничего не нашли. «Поэтому следующая директива КГБ требует от начальников областных управлений при подготовке к допросу свидетелей «использовать опубликованные в прессе статьи о преступлениях «Нахтигаля», - объяснил RUpor`у методику работы по немецкому министру кандидат исторических наук, внештатный советник и.о. председателя Службы Безопасности Украины Владимир Вятрович.
 
Инсинуация удалась. КГБ, образно говоря, сразу убил двух зайцев. Как лицо, запятнанное в громком политическом скандале, Оберлендер вынужден был уйти в отставку, а ровно через неделю от рук советского агента Богдана Сташинского в Мюнхене погиб шеф ОУН Степан Бандера. Украинское национально-освободительное движение было опорочено на многие годы вперед.
 
Ниже приводятся документы КГБ УССР из «дела Оберлендера». Публикуются впервые
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ